Куда плывём?
«Не было бы счастья, да несчастье помогло» — так можно описать произошедшее с яхтенной индустрией за минувший год. Испытывая хронический дефицит свежей крови, она вдруг получила мощный её приток и теперь должна понять, куда двигаться дальше
Год назад мировая яхтенная индустрия оказалась на пороге глубокой стагнации, но очень скоро упаднические настроения сменились восторгом, ведь продажи прогулочных судов почти во всём ценовом диапазоне взлетели удивительным образом. Если в начале пандемии выручка яхтенных компаний упала в среднем на треть, то к лету дела пошли в гору: отовсюду стали приходить сообщения о стремительном росте спроса на новые и подержанные яхты, вызванном невиданным интересом самых разных людей к отдыху на воде.
На гребне волны
Ощутимый дефицит катеров и сопутствующего оборудования быстро обнаружился в Германии, где дилеры распродали всё, что было, и, недоумевая, обсуждали рекордные показатели. Похожая ситуация сложилась в Голландии, Финляндии и скандинавских странах, а в США спрос вообще оказался самым высоким за последние 13 лет. К концу прошлого года американские верфи построили порядка 300 000 прогулочных судов, и, по словам Фрэнка Хагельмеера, президента Национальной ассоциации морских производителей (NMMA), для индустрии это был чуть ли не лучший период роста с момента Великой депрессии. Странам, где доминирует не производство, а чартер, повезло меньше: например, яхтенная индустрия Хорватии, целиком зависящая от иностранных туристов, просела на треть по причине закрытых границ.
Почуяв, что рынок начинает закипать, российские верфи быстро сориентировались, продали складские запасы, обеспечили себя заказами на месяцы вперёд и с энтузиазмом принялись планировать наращивание мощностей. Занимающиеся брокеражем компании умудрились продать даже те лодки, к которым годами не было интереса. Более того, в страну опять стали завозить новые моторные яхты стоимостью несколько миллионов евро, что является важным индикатором состояния рынка.
К сожалению, ликование производителей и дилеров омрачают смутные предчувствия того, что маятник неминуемо качнётся в обратную сторону, едва жизнь вернётся на привычные рельсы. Велика вероятность, что новоиспечённые яхтсмены, снова получив возможность путешествовать, начнут массово избавляться от своих ещё фактически новых лодок и чуть было ожившая индустрия, потеряв так нужную ей молодую кровь, захлебнётся в цунами секонд-хенда. Но это будущее, а в настоящем верфям приходится изворачиваться, фото: Feadship чтобы «дать стране угля» в условиях нарушенных цепочек поставок. Тем, кто захочет сейчас купить новую яхту или катер, придётся подождать и побегать, ибо сроки изготовления этих внезапно ставших дефицитными товаров существенно выросли, причём не по вине их производителей. Глобальная экономика всё ещё не оправилась от стресса: повсеместно наблюдается нехватка контейнеров и транспорта для их перевозки. Нормальная ритмичность поставок сменилась конвульсиями, в логистических цепях то и дело возникают губительные для них заторы и разрежения. Не верите? Попробуйте купить сейчас в России хоть какой-нибудь более или менее приличный подвесной мотор! Дилеры самых востребованных брендов вроде Yamaha и Mercury предложат вам заглянуть к ним, например, в ноябре, когда водоёмы во многих регионах уже подёрнутся льдом…