Прибрать за Маском: как бывший техдиректор Tesla зарабатывает на старых литий-ионных аккумуляторах
Инженер Джеффри Брайн Страубел, который помог Илону Маску превратить Tesla в гиганта автопрома, видит будущее за электромобилями. И верит в невероятно прибыльный рынок ценных металлов, извлеченных из старых аккумуляторов
Четыре года назад технический директор Teslа Джеффри Брайн Страубел активно занимался повышением объемов производства литий-ионных аккумуляторов на заводе около города Рино, штат Невада. Именно тогда он загорелся идеей создания компании, которая будет специализироваться на переработке отходов, образующихся при производстве батарей. Инженер осознал, что из подобных отходов и другой отработанной электроники можно извлекать металлы, а затем перерабатывать их в пригодные для использования литий, кобальт и графит, чтобы производить новые литий-ионные аккумуляторы.
Страубел понял, что если придумать, как недорого перерабатывать отходы в больших масштабах, то можно было бы действительно изменить мир. С одной стороны, благодаря переработке повысился бы объем пригодных для дальнейшего использования редких и ценных металлов. С другой стороны, можно было бы снизить вред, наносимый окружающей среде в связи с добычей полезных ископаемых, а также не допустить попадания токсичных веществ из старых литий-ионных аккумуляторов на специальные свалки.
В 2020-м Страубел основал компанию Redwood Materials в городе Карсон-Сити. Он позиционировал свой проект как «компанию нового поколения по переработке металлов». На тот момент Страубел все еще работал в компании Tesla, в число основателей которой он входит наряду с Илоном Маском и еще тремя инженерами.
«Повсеместная электрификация набирает обороты, что способствует повышению спроса на литий-ионные аккумуляторы», — рассказывает 45-летний Страубел. «Наша миссия в Tesla заключалась в том, чтобы помочь в ускорении данного процесса и вызвать ажиотаж вокруг электромобилей. Очень приятно наблюдать за этим, однако все происходит даже слишком быстро и опережает возможности цепочки поставок», — добавляет инженер.
В 2020 году компания Tesla продала примерно 500 000 электромобилей, для работы каждого из которых необходимы тысячи литий-ионных аккумуляторов. Ожидается, что в 2021 году объем продаж автомобилей Tesla вырастет на 50%. Спрос на литий-ионные батареи также повышается, так как и гиганты автоиндустрии вроде General Motors и Volkswagen, и относительно небольшие автопроизводители типа Lucid и Rivan активно реализуют планы по наращиванию выпуска машин. В этой связи наблюдается стремительный рост цен на основное сырье для литий-ионных аккумуляторов, в том числе на кобальт (за последние 12 месяцев его стоимость выросла на 69%) и литий (за последние 12 месяцев его стоимость выросла на 127%).
Страубел с удовольствием делится первыми хорошими новостями: спустя всего лишь год работы компания Redwood Materials способна извлекать из отходов и использованной электроники тонны металлов, пригодных для дальнейшей переработки. При этом стоимость этого процесса ниже общей стоимости добычи металлов на месторождениях.
«Большинство людей как будто бы ожидают противоположного. Они считают, что переработка сегодня стоит слишком дорого, но, возможно, станет дешевле в будущем. На самом деле, сегодня переработка металлов конкурентоспособна по цене», — рассказывает Страубел. «Наша цель — добиться того, чтобы переработка стала еще более конкурентоспособной по цене. Затем мы могли бы увеличить объем переработки», — добавляет основатель компании Redwood Materials.
Страубел предпочитает не рассказывать о финансовых показателях Redwood Materials. Тем не менее, можно предположить, что доходы его компании составляют около $20 млн. В июле 2020 года проект Страубела привлек $40 млн от интернет-гиганта Amazon, инвестиционного фонда Breakthrough Energy Ventures и компании Capricorn Investment Group из Пало-Альто. Таким образом, по данным портала PitchBook, общий объем внешнего финансирования Redwood Materials составил $48 млн при оценке стоимости компании в $217 млн.
Страубел, скорее всего, инвестировал в развитие проекта несколько миллионов из собственного состояния, которое оценивается в $900 млн. В настоящее время мощности Redwood Materials позволяют компании извлекать из отходов материалы, которых хватит для ежегодного производства 45 000 комплектов литий-ионных аккумуляторов для электромобилей. Если компания действительно будет производить столько батарей за год, ее доходы возрастут примерно до $90 млн. Эта оценка основана на подсчетах агентства Benchmark Mineral Intelligence, согласно которым стоимость переработанных металлов в одном комплекте литий-ионных батарей составляет около $2000.