Артисты фестиваля Esquire Weekend: Mika Vino — инди-музыкант, который играет новый блюз
Mika Vino начинал с исполнения кавер-версий на легендарные рок-композиции, записал один EP на английском языке и недавно представил свой первый полноценный русскоязычный альбом. Послушать Mika Vino можно на московской сцене Esquire Weekend 5 июня.
Моше Винокуров называет себя "винтажным человеком, который играет винтажную музыку". Его творчество берет свое вдохновение в 1960-х — периоде расцвета так называемого "британского блюз-рока" – и главных героях того времени, например, Джими Хендриксе, Cream и The Rolling Stones. Но этим его музыкальные интересы не ограничиваются – он любит оригинальный ритм-энд-блюз 1950-х, когда великие Мадди Уотерс и Би Би Кинг экспериментировали с джазовыми ритмами и элементами рок-н-ролла. Сложные рифмы-метафоры, переливистые клавишные и раскатистые гитарные рифы, рассчитанные на живое исполнение, неочевидные для 2020-х приемы. Именно поэтому мы позвали Мику выступить на московской сцене Esquire Weekend 5 июня, а также поговорили с ним о том, каково это — искать новую музыку в прошлом.
Соул и блюз не типичные для 2020-х годов музыкальные жанры — как ты к этому пришел? Почему выбрал это направление?
В юности, как и все мои сверстники, я слушал Децла, Eminem и Limp Bizkit. А потом уехал учиться в школу-интернат в Англию. И там я впервые услышал Джими Хендрикса, а именно All Along the Watchtower, ее поставил один из моих школьных друзей, кстати, сам очень крутой гитарист. Это был какой-то удар, жизнь поделилась на до и после, меня до сих пор не отпускает, настолько сильно эта песня со мной резонирует. Я стал углубляться, изучать корни блюза, я постоянно открываю для себя новых артистов, новые песни.
Тебе не кажется странным, что ты открываешь для себя новое не в настоящем, а в прошлом?
Честно говоря, меня мало современной музыки действительно пробивает на какую-то эмоцию. А в музыке шестидесятых я постоянно нахожу что-то для себя понятное и родное.
Какую эмоцию рождает в тебе блюз?
Сострадание.
Кого ты считаешь самыми выдающимися музыкантами?
Их огромное количество, наверняка после этого интервью буду жалеть, что кого-то не вспомнил. Безусловно Боб Дилан, Нил Янг, Джими Хендрикс, группы The Doors, Cream, The Rolling Stones, The Beatles. И столпы, стоявшие у истоков блюза, Мадди Уотерс, Роберт Джонсон, Хаулин Вулф, Би Би Кинг…
Как ты подходишь в процессу написания новой песни?
Если честно, процесс сочинения песен на русском языке — это невероятно трудно, потому что русская музыка — она текстоцентричная. Как только выходит трек, люди сразу спрашивают, где можно почитать тексты, или пишут «пришли текст». В англоязычных песнях у музыки и слов равное значение. Там, в принципе, можно спокойно выехать на фразе «hey, baby I love you baby» и сделать на этом хит. А в русскоязычной… Возьмем русский рок — это же в первую очередь поэзия и только во вторую — музыка. Когда я начал писать на русском, я почти все рифмовал глаголами. Я искренне не знал, что это, оказывается, зашквар — «тебя любить, не могу простить»…
Почему зашквар? Слишком простой поэтический прием?
Да, это неинтересно, ожидаемо, а от тебя ждут большей работы. И, честно говоря, до сих пор я подбираю какую-то гармонию, которая мне нравится, и прежде всего, мелодический рисунок, вокальный придумываю сначала на английском языке. Просто набор слов. Потом что-то пишу на русском, что подходит.
Кто из западных музыкантов близок тебе как поэт?
Я уже говорил о песне All Along the Watchtower — это в самом начале я услышал ее в версии Хендрикса, а уже потом узнал, что изначально это песня Боба Дилана. И это открыло для меня абсолютно новый пласт — артиста по имени Боб Дилан. Я далеко не сразу его понял, я был слишком молод. Я до сих пор на самом деле его изучаю, у меня даже его татуировка есть… Для меня это настоящий поэт, в чистом виде, голос поколения. Думаю, есть десяток песен The Doors, которые перевернули мой мир и перевернули мое сознание, потому что когда 24-летний чувак поет про «это конец, мой друг», поневоле задумаешься.
А когда ты начал слушать музыку осознанно? Понимать, что тебе нравится, искать этих артистов?
Думаю, что мне было лет 10 или 11. Меня тогда очень восхищала культура брейкданса, вся эта тусовка, какое-то единство, мы с моими друзьями фанатели от этого, сами танцевали. Достаточно рано я понял, что музыка и процесс ее прослушивания как-то останавливает мир для меня. И это очень полезно, потому что обычно в моей голове слишком много меня, а тут я думаю о чем-то другом.