Бернардо Бертолуччи: великий провокатор и главный мечтатель итальянского кинематографа
26 ноября в Риме на 77 году жизни скончался режиссер Бернардо Бертолуччи
Последние годы жизни Бертолуччи провел в инвалидном кресле. Так он выезжал на сцену Дворца фестивалей и конгрессов в Канне в 2011 году получать спецприз за вклад в мировое киноискусство; сидя в нем, он сделал шокировавшее общественность признание про «сцену с маслом» в «Последнем танго в Париже»; из него же руководил съемками фильма «Я и ты» в 2012-м — первого после почти десятилетнего молчания и, как оказалось, самого последнего.
Серьезные проблемы с позвоночником, начавшиеся после съемок «Ускользающей красоты» в 1996 году и усугубившиеся после «Мечтателей» (2003), не просто внесли коррективы в его планы (например, не позволили снять фильм про композитора-аристократа Карло Джезуальдо, в конце XIV века убившего жену с ее любовником). Болезнь изменила его режиссерскую оптику: от больших тем и эпохальных событий Бертолуччи обратился к маленькой, частной истории.
В шестидесятые он, начинавший как студент философского факультета и ассистент Пазолини, засматривался французской «новой волной» и рефлексировал на тему бунта против социальной несправедливости («Костлявая кума», «Перед революцией»). Потом разочаровался в революции и снял «Конформиста» — фильм о зарождении фашизма с точки зрения психоанализа и одновременно о собственных отношениях с Годаром (Годар называл режиссеров коммерческого кино пособниками фашизма, Бертолуччи, считавший его учителем, принял эти слова на свой счет). Потом был «Двадцатый век» о Европе между двумя мировыми войнами, потом период увлечения Китаем, своеобразная ревизия юношеского интереса к маоизму («Маленький Будда», «Последний император»). А в 2012 году Бертолуччи снял кино о школьных каникулах, прошедших не на горнолыжном курорте, а в подвале — за чтением комиксов, уходом за муравьиной