Бабушкин гарнитур. Какие российские интерьеры вышли из моды навсегда
От советских гарнитуров до монополии IKEA: Forbes Life публикует ультракороткую историю интерьеров в России и обращает внимание на тренды, которые за 10-15 лет успели устареть.
Российский заказчик дизайн-проекта по праву считается сложным, ригидным и ультраконсервативным. Виной тому — прошлое в типовых квартирах стандартной планировки, в условиях, когда чешский мебельный гарнитур, польская люстра или простой буковый паркет были почти роскошью, а уютный дом создавался собственными руками. В 90-е — старые советские квартиры наполнялись новыми смыслами и вещами, переставшими быть дефицитом, ориентируясь то на американский фильм, то на европейский архитектурный журнал, то на ассортимент мебельного салона, открывшегося в бывшем кинотеатре.
В нулевых стало формироваться понимание стиля для жилого пространства: в Россию пришла IKEA, появились первые телевизионные шоу о дизайне интерьера, туристы поехали в Европу и Америку.
И только в 2010-х, во многом благодаря развитию ипотечного кредитования, стали доступны новые девелоперские проекты со свободными и нестандартными планировками, лофт-пространства и загородные дома. Именно тогда потребитель начал осознавать, что дизайнер — это не только декоратор, но, в первую очередь, проектировщик, способный создать из чужеродных и совсем не привычных для постсоветского человека «окон в пол» и «квартиры без перегородок» комфортное современное жилье.
При этом дизайнерские тренды в интерьере сначала очень долго приживаются, а потом так же долго не могут нас покинуть. Ключевая причина этого феномена — в том, что для россиян недвижимость по-прежнему является ключевым активом семьи. А любые эксперименты с ключевым активом тревожны даже для людей без высшего финансового образования. Кроме того, средний россиянин в своей картине мира все еще привязан к типовой планировке советской квартиры и рассматривает дизайн интерьера как сугубо декоративную функцию. А вот когда речь заходит о дизайн-проекте, предполагающем перепланировку, оформление всего пространства в едином стиле и изменение привычного функционала помещений — соглашается на такие перемены мучительно долго. Но даже приняв это непростое решение, человек искренне полагает, что совершил настолько революционный шаг, что, как минимум, лет на 30-40 вперед избавил своих