Автор фильма «Дуров» Родион Чепель — о том, как снять фильм о герое без героя и чем документалка отличается от блогерского репортажа
С 24 апреля в онлайн-кинотеатре Kion можно посмотреть фильм Родиона Чепеля «Дуров», обещающий «уникальную историю о лидере нового поколения, о человеке, который создал инструмент влияния на будущее». Мы встретились с автором фильма после показа "Дурова" на ММКФ и расспросили Родиона о взаимодействии с главным героем.
24 апреля в онлайн-кинотеатре Kion, недавно перезапущенном МТС, вышел документальный фильм «Дуров» — о жизни одиозного основателя «Вконтакте» и создателя Telegram Павла Дурова. Автор ленты бывший журналист-расследователь Родион Чепель всячески подогревал интерес к премьере: летал в Дурову в Дубай и показывал ему сборку фильма, о чем подробно рассказывал в своем инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). По словам Чепеля, его команда получила «небывалый доступ к тому, что происходит в самой закрытой компании в сфере IT».
Новых кадров с Дуровым в фильме нет — предприниматель появляется лишь несколько раз вставками из личного архива, а сам сюжет построен на комментариях его бывших и настоящих соратников. В интервью Esquire Чепель рассказал, насколько Дуров контролировал процесс съемок, какие подробности его биографии пришлось опустить, а также ответил на претензии о том, что фильм в очередной раз играет на пользу некой сакральности одного из самых успешных молодых IT-предпринимателей.
Жизнь периодически сталкивает вас с Павлом Дуровым: вы в одно и то же время учились в СПбГУ, в 2013 году вы с командой программы “Парфенов” первыми сняли репортаж о корпоративном конфликте внутри “ВКонтакте” и рассказали о том, что Павел собирается завершить участие в компании, уехать из страны и начать новое дело. Такая близость к герою фильма помогала или мешала при съемках?
С одной стороны, некоторое переплетение наших путей сформировало у меня эмпатию. Она и помогла грамотно выстроить отношения с героем, получить доступ к информации. Думаю, я в какой-то мере научился понимать ход мыслей Павла, то есть обзавелся легальным манипулятивным инструментом. С другой стороны, мы же не фан-арт собрались снимать, а кино для зрителя. Зрителю не интересны фанаты, поющие дифирамбы Павлу Дурову. Нужно было сделать шаг в сторону, научиться критически оценивать героя, не поддаваться его обаянию. Это самое сложное в создании историй. Мне кажется, именно поэтому у журналистов расшатана психика: они, как маятник, то подходят к герою впритык, то резко отдаляются.
После того репортажа в “Парфенове” Дуров прислал вам гифку со средним пальцем. Вспомнил ли он про программу и свою реакцию, когда вы сообщили ему, что снимаете документальный фильм?
Мы стартовали с чистого листа. Я в принципе не знаю человека, который бы в большей степени не руководствовался эмоциями, чем Павел. Абсолютно каждое его действие подчинено логике. Вы представляете, каково снимать фильм о человеке без этого человека? Насколько тщательно нужно выстроить коммуникацию? Мы каждый день балансировали на грани, чтобы не потерять доверие. Не потеряли: нас пустили в святая святых “ВКонтакте” – офис в "Зингере", – куда до сих пор не заходил ни один журналист (команда "ВКонтакте" действительно не давала интервью со дня основания и до 2014-2015 годов. В 2014-м году вице-президент соцсети и совладелец активов Илья Перекопский продал свою долю фонду UCP и постепенно начал давать публичные комментарии и интервью – Esquire). Понятно, что герои раскрылись до определенных пределов, никто рубаху на себе не рвал. Но они выдали максимум, равно как и мы. В фильме есть очень важный герой — Дмитрий Еремеев, основатель одного из первых электронных банков “Банк 131” (и один из инвесторов неудавшейся блокчейн-платформы TON – Esquire). Очень авторитетный для Павла человек. Он озвучивает сквозную мысль фильма: “Эти ребята давно живут в будущем, в которое мы попадем через 30–40 лет”. Участие таких фигур, как Еремеев, легализовало нас в глазах команды Telegram.
Насколько сам Дуров был вовлечен в процесс создания фильма? Например, утверждал ли он истории, которые останутся в финальном монтаже?