Как устроены кинотеатры IMAX?
Многие были в кинотеатрах IMAX, но не все знают, что это, собственно, означает. Аббревиатура IMAX родилась из сложения двух английских слов – Image Maximum, что означает просто «самая большая картинка». Строгого определения у технологии IMAX нет: по сути это просто самая большая, самая яркая и самая детальная проекция, которую только можно создать в кинотеатре при существующем уровне технологий.
Из пленки в цифру
Все начиналось с пленки, когда четыре канадских предпринимателя обнаружили одно австралийское изобретение — способ прокрутки пленки «бегущей петлей». После экспериментов с количеством экранов и проекторов остановились на варианте 1:1, решив, что он создает самое сильное зрительное впечатление. Чтобы увеличить эффективный размер экрана, сделали собственную, широкую пленку — 70 мм и 15 участков перфорации вместо обычной 35 мм x 5 прорезей. В начале двухтысячных пленку вытеснила цифра, и IMAX-ам пришлось следовать за прогрессом. Для консерваторов-фанатов пленки остались редкие кинотеатры: в России нет ни одного. Фильм на пленке — дорогое удовольствие для прокатчика: 1 катушка с фильмом стоит около 20 тысяч долларов, а цена некоторых фильмов — таких длинных и масштабных, как «Аватар», могла быть и до сотни тысяч. Кассета-носитель DCP, которая пришла на смену пленке, стоила гораздо дешевле, а сейчас физические носители исчезли вовсе, и кинотеатр просто скачивает лицензионную цифровую копию фильма с сервера студии.
Однако в Голливуде еще работают режиссеры, искренне преданные пленке. Самый известный (и упрямый) из них — Кристофер Нолан, создатель фильмов о Бэтмэне и космической драмы «Интерстеллар». Все свои фильмы он снимает на настоящую пленку, хотя в большинстве кинотеатров прокручивается все-таки оцифрованная версия. Одной из последних «пленочных» картин XXI века могут стать его новый исторический фильм «Дюнкерк», а также новый эпизод саги о далекой-далекой галактике «Изгой-один: Звёздные войны. Истории».