Бомбометатели из Doxa. Как власти подчинить поколение Z
Когда власть разговаривает с молодыми людьми, она убеждает их становиться респектабельными, а значит, лояльными. Но это иллюзия — даже взрослых она все равно воспринимает как детей и не собирается допускать их к принятию решений
Когда силовики заявились с обысками к четверым редакторам студенческого журнала DOXA, а заодно и в редакцию, они сделали все как у них положено: в полседьмого утра, с выломанными дверями и разгромом. Удивляться тут вроде уже нечему: ко всем приходят в наше время, вот и к ним пришли, и к Ирине Славиной, например, так же приходили, и к другим; сейчас уже все более-менее представляют, кого и за что могут взять.
Ситуация, конечно, выглядит возмутительно, как всегда, когда атлеты из силовых органов волокут куда-то на шемякин суд интеллигентного облика юношей и девушек, однако методика устрашения у государства для всех одна и никакого отдельного языка для молодых вольнодумцев у него нет.
Четверым арестованным редакторам вменили ст. 151.2 УК РФ — вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего. Причина — размещенный редакцией DOXA видеоролик, в котором утверждалось, что отчислять участников оппозиционных митингов из вузов незаконно. Инцидент вроде бы был исчерпан, ролик по требованию Роскомнадзора удалили, но вот оказалось, что нет, все-таки сварливому государству нужно выяснить отношения до конца.
Пока мерой пресечения им все же избрали домашний арест; не СИЗО, и то уже по сегодняшним меркам оттепельный признак. Может, еще и условным сроком отделаются.
В таких случаях принято завести разговор о том, что у государства нет диалога с молодежью, но никакого специального диалога именно с молодежью здесь не предусматривается изначально. «Просто дело в том, что само издание действительно в свое время начиналось как студенческое, но оно уже достаточно давно носит такой общественно-политический характер», — как пояснил Дмитрий Песков.
Технически он прав: журнал DOXA уже несколько лет как лишен статуса студенческого издания Высшей школы экономики, и лишен именно из-за уклона в политику. Что, впрочем, понимать под определением «студенческое издание» — издаваемое студентами, пишущее о проблемах студентов или предназначенное для студентов? Если сама власть, предъявляя обвинение, признает, что DOXA влияет именно на молодежную аудиторию, то из этого следует, что это медиа вполне студенческое по своей сути.
С одной стороны, студенческое, с другой — медиа. В одной точке сошлись сразу два раздражающих власть фактора, ни один из которых она не признает. Не умеющая смешивать краски, власть настаивает на предельно жестких дефинициях для всего, в том числе для журналистов и студентов. Это видно хотя бы по тому, с каким усердием она старается придумать все новые знаки отличия для журналистов на митингах — начали с жилетов, сейчас вот дошли уже до идеи ввести специальные QR-коды в интересах полиции.