Science Art
Три года в Университете ИТМО работает магистерская программа Art & Science, а в 2021-м открылась галерея технологического искусства Art.ITMO.Residency — первое в Петербурге выставочное пространство для science art. Но есть проблема: широкая публика до сих пор плохо понимает, что это такое, а локальные художники путают карты — в их проектах наука и ироничный вымысел практически не отделимы.
Круглый стол, участники:
Христина Отс
Куратор галереи AIR (Art.ITMO.Residency). Изучала пост-интернет искусство, постгуманизм и его отражение в современном искусстве до того, как это стало мейнстримом на российской арт-сцене. В 2018 году сокурировала выставку «Future Unhuman Будущее не/человеческое» в пространстве QuartaRiata с работами Егора Крафта и бельгийской студии арт-игр Tale of Tales. Вместе с куратором Вероникой Никифоровой Христина разрушила миф про «петербургское бедное» — собрала в Центре им. Сергея Курехина проект молодых медиахудожников «Импульс».
Екатерина Скорб
Директор НОЦ Инфохимии Университета ИТМО, ведущий профессор, к. х. н.
Арт-группа BIOROBOTY 019: Светлана Сидорова, Марта Михайлова, Виктория Романова, Алена Королева
Первую персональную выставку о сексуальности растений «Вегетативное порно» коллектив провел на 4 экранах галереи «24х24» в арке Бертгольдцентра, а затем попал с этим же проектом в онлайнпрограмму фестиваля Ars Electronica в 2020 году. Участники проекта NUNC куратора Елизаветы Климко, каждое событие которого проходит в одном из петербургских особняков.
Арт-группа ibiom: Тата Гориан, Анна Прилуцкая, Ольга Зубова, Евгения Золотникова
Группа образовалась в Лаборатории новых медиа на Новой сцене Александринского театра. ibiom притворяется биотех-стартапом и развивает эту историю в формате сериала: каждый эпизод — новый проект. Проекты ibiom показывали в «Манеже», Центре имени C. Курехина и галерее «Ходынка» в Москве.
Саша: Христина, что происходит в области science art интересного прямо сейчас?
Христина Отс: Самые важные и крупные проекты обычно возникают на базе научных лабораторий, например Массачусетского технологического университета. С 2016 года там даже работает Центр искусства, науки и технологий (MIT Center for Art, Science & Technology). В этом году меня впечатлил проект Шарлотты Джарвис по созданию «женской спермы» — женской формы семенной плазмы и сперматозоидов из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, полученных из клеток кожи и крови художницы. Она делает его совместно с профессором Университета Лейдена. Мне кажется, этот проект интересен с точки зрения общенаучных открытий — я не уверена, что ученые без художницы-феминистки могли вообразить, что такое возможно.
Саша: Со стороны звучит как полная дичь: приходят художники к ученым с безумной идеей, а ученые должны бросить все дела и помогать художникам женскую сперму и мужскую матку разрабатывать? Зачем это ученым?
Екатерина Скорб: Ключевое: ученых никто не принуждает. Я 10 лет работала в Институте коллоидов и межфазных поверхностей Макса Планка в Потсдаме, и на его базе была создана отдельная школа для архитекторов. Меня всегда поражала разница в размере грантов для художников и для ученых — у ученых они побольше. Идеально, когда мы подаемся на грант вместе: ученые разрабатывают проблему с точки зрения науки, а художники думают о социуме. Расскажу на примере проекта с Лаурой Родригез. Она биолог и закончила магистратуру в Сколтехе. Ее проект Touchless посвящен коммуникации бактерий с помощью ионных потоков. В связи с пандемией лабораторные исследования пришлось приостановить, но если развивать этот проект, то на его основе можно написать научную статью. В выставочном пространстве Лаура смогла этот научный эксперимент представить в форме интерактивной инсталляции, в которой зрители направляли свет на колбы с синей комбучей, тем самым передавая электрический импульс человеку напротив. Фактически инсталляция была создана для двух людей, которые вставали на платформу. Когда один человек светил на колбу — второй ощущал вибрацию под ногами, и наоборот. Этот проект стал особенно актуальным во время пандемии, потому что представил альтернативную форму общения в период, когда прикосновения невозможны. Понимаете, люди искусства никогда ничего не навязывают, они обладают развитыми софт-скиллами — они, конечно, и провоцируют, но и рефлексируют: смотрят на реакцию, понимают, что можно и что нельзя. Мы открыты к коллаборациям, если находим в проекте интерес для себя и видим, что художник готов соблюдать правила и не будет лить себе на руки кислоту в лаборатории.
Тата, ibiom: Мне тоже кажется, что это симбиотический процесс — как у деревьев и грибов. Грибы помогают деревьям общаться, а взамен берут у них сахар и другие питательные вещества. Поэтому я за бартерный процесс. Например, ibiom сотрудничает с клеточным биологом Аллой Ревитцер на добровольных началах. Буквально недавно в Nature вышел материал о том, что ученые научились выращивать из кожи взрослого человека, по сути, десятидневные эмбрионы — это нужно для изучения раннего развития человека. С этой идеей мог реально прийти художник, решая свою художественную задачу.
Вика, BIOROBOTY 019: В объединении науки и искусства есть профит для обеих индустрий: и концептуальное искусство, и наука — закрытые для широкого круга сферы. Люди, которые ничего не смыслят в науке, через искусство узнают о новых технологиях. Те, кто занимался наукой, включаются в мир современного искусства. Если science-art-проект сделан с серьезными учеными, он помогает искоренять лженаучные направления.