Чего нам ждать от возрождения «Оки»

АвтопилотАвто

Очная ставка

Чего нам ждать от возрождения «Оки»

Иван Картамцев

На уровне правительства РФ было сделано заявление, что вслед за «Москвичом» есть планы не только по возрождению бренда «Волга», но и марки «Ока». Мы решили вспомнить, что это был за автомобиль и какой могла бы стать его современная инкарнация.

О родстве между «Окой» и Daihatsu Cuore напоминает не только практически идентичный силуэт, но и характерная заглушка на радиаторной решетке с правой стороны. Из отличий в глаза бросается то, что Cuore – пятидверный хетчбэк, в то время как у «Оки» дверей три.

Не уверен, что стать героем анекдотов – это признак культовости, но наиболее популярными персонажами отечественного фольклора стали самые маленькие советские автомобили – «Запорожец» и «Ока». Последняя так и вовсе почетный рекордсмен по количеству обидных прозвищ, начиная от «кабины от “КамАЗа”» и заканчивая «Капсулой смерти» и «Окурком».

В 1973 году был построен второй прототип с индексом ВАЗ-2Э1101. На «Оку» он не слишком похож, зато здорово напоминает Fiat 127 и первое поколение Honda Civic. Может показаться странным, но этот компактный прототип также пересекается с внешним обликом классической «Нивы».

Первые экземпляры модели сошли с конвейера в 1988 году, а самые свежие образцы датируются 2008 годом. После настали относительно «жирные» времена, когда автомобили, чьим главным достоинством были небольшая цена и стоимость владения, перестали быть востребованными. Сегодня, похоже о них придется вспомнить. Еще относительно недавно в сегменте «до миллиона» была дюжина моделей. А сейчас?

Главное, что «Ока» унаследовала от «Чебурашки» – обилие сомнительных прозвищ.

Чебурашка и его друзья

Изначально «Окой» могли стать несколько перспективных проектов от различных предприятий. Так, в начале семидесятых годов на Волжском автозаводе был создан малолитражный прототип ВАЗ-Э1101, за неказистость прозванный «Чебурашкой». Больших надежд на «Чебурашку» не возлагалось изначально: нужно было чем-то занять заводскую молодежь, чтобы не скучала, а заодно опыта набиралась. «Окой» ВАЗ-Э1101 так и не стал, зато, набив собственных шишек, те же молодые специалисты вскоре соорудили другой прототип под названием «Ладога». Он, в свою очередь, стал идейным вдохновителем «Таврии» и тольяттинской «восьмерки».

По габаритам Wuling Mini EV немного короче «Оки», зато превосходит ее по ширине и высоте. Кроме того, в Китае выпускаются различные версии данного автомобиля – более крупный вариант под названием Gameboy, а также кабриолет Mini EV Cabrio.

Другой проект, под названием СМЗ-1101, был разработан в 1982 году. За него отвечала группа молодых инженеров и художников Серпуховского мотоциклетного завода совместно с НАМИ. Как и в случае с «Чебурашкой», результат вышел откровенно сырой. Серпуховчане попросту не располагали достаточной материально-технической базой, так что далекоидущим планам снова не суждено было сбыться. Впрочем, если откровенно, кажется никто ни на что особо и не надеялся.

В конечном счете спецам из НАМИ попался в руки японский «кэйдзидося» Daihatsu Cuore образца 1981 года, который и подарил, с незначительными изменениями, узнаваемый облик «Оке». Хотя, по утверждению дизайнера Юрия Верещагина, точной копией японского собрата она все-таки не являлась. Помимо ряда визуальных изменений в сторону упрощения, техническая начинка у «Оки» также была преимущественно своя, отечественная. В общем, оптимизировали как могли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении