Неуверенный пользователь: как выстроить работу сотрудников с новыми технологиями
Новые технологии появляются регулярно. Обычно их внедрение в повседневные и рабочие процессы происходит постепенно, но иногда, как в последний год, случается бум. Сейчас искусственный интеллект интегрируется в бизнес-процессы, рутинные задачи автоматизируются, и многие беспокоятся, как это повлияет на рынок труда. Основатель платформы для роботизации бизнеса Sherpa RPA Константин Артемьев рассказывает, почему сотрудники не всегда рады новым технологиям и как бизнес может с этим работать.
Недоверие к новому
Технофобия возникает в обществе вместе с любой инновацией, которая оказывается на слуху, и в основном строится на незнании и мифах — как, например, страх перед 5G или отказ от прививок. При этом отдельные сложности возникают, когда новые технологии внедряют в рабочие процессы. Хотя инновации нужны, чтобы облегчить работу и ускорить выполнение задач, сотрудники часто относятся к ним с недоверием. Страх перед технологиями — не новое явление. Достаточно вспомнить луддитов, которые в начале XIX века протестовали против промышленной революции и ломали машины на производствах.
Сегодня термин «неолуддизм» тоже используют в отношении технофобов. О массовых протестах речи не идет, хотя некоторые профессиональные сообщества уже выражают недовольство. Например, многие иллюстраторы летом 2022 года объявили бойкот искусственному интеллекту (ИИ): художники удалили свои галереи и аккаунты с крупной платформы ArtStation в знак протеста против публикации там сгенерированных изображений. Запрет на использование нейросетей — это также одно из требований Гильдии сценаристов, члены которой сейчас бастуют в Голливуде. Люди творческих профессий беспокоятся, как изменится их работа сейчас, когда технологии могут решать их задачи если не качественнее, то точно быстрее. Но внедрение новых инструментов так или иначе коснется разных специальностей.
Есть несколько причин, по которым внедрение новых технологий вызывает опасения:
- Страх потерять работу. Goldman Sachs прогнозирует, что внедрение ИИ повлияет на 300 млн рабочих мест по всему миру. Изменения коснутся не только людей творческих профессий, которые уже начинают конкурировать с генеративными нейросетями — голосовые роботы автоматизируют кол-центры, а программные роботы решают рутинные задачи вроде заведения бухгалтерских документов в учетные системы, проведения сверок актов, поиска и найма сотрудников или создания тендерных заявок, причем в зависимости от отдела они могут выполнять до 80% всей работы.