Чем занимаются китайские космонавты на своей орбитальной станции?

ТехИнсайдерНаука

Небесный дворец

Вот уже более двух лет на низкой околоземной орбите работают сразу две многомодульные орбитальные станции – международная и китайская. Но если о МКС новостей много, то вторая остается в тени настолько, что о ее существовании легко забыть. Чем же там занимаются китайские космонавты и могут ли они с одной станции перебраться на другую?

Текст: Михаил Котов

Tiangong. Орбитальная Станция 1. MENGTIAN. Лабораторный модуль. 2. SHENZHOU. Пилотируемый корабль 3. TIANHE. Базовый модуль 4. TIANZHOU. Грузовой корабль 5. WENTIAN. Лабораторный модуль

Занесколько лет на МКС побывало множество представителей самых разных стран, от Венгрии до Саудовской Аравии, – но только не китайцы. Почему? Дело в том, что в 2011 году в США была принята так называемая поправка Вольфа, которая запрещает правительственным учреждениям, в том числе NASA и Управлению по научно-технической политике Белого дома, сотрудничать с КНР в области освоения космоса. Утвержденный Конгрессом закон перекрыл китайским космонавтам путь на МКС. И у Поднебесной не осталось другого выхода, кроме запуска на орбиту собственной станции.

Первые домики

Учитывая обстановку в мире, это должен был быть полностью национальный проект, не зависящий от доброй воли других государств. Впрочем, отвечающим за космос китайским чиновникам и прежде было очевидно, что ситуация идет к ограничению развития местной космонавтики, а потому к моменту принятия «поправки Вольфа» в КНР уже действовала собственная орбитальная программа. Больше всего она напоминала советскую, хотя и в усеченном варианте. Как ив СССР, ее реализация началась с запуска одномодульных орбитальных станций первого поколения Tiangong 1 и Tiangong 2. Создавались они на основе космического корабля Shenzhou – так же как и советские одномодульные станции «Салют», которые использовали двигательную установку от корабля «Союз». Взамен спускаемого аппарата и бытового отсека Shenzhou на станциях разместили цилиндрический лабораторный блок диаметром 3,4 м. В передней части модуль получил андрогинно-периферийный агрегат стыковки типа АПАС-89, аналогичный установленному на советской станции «Мир».

На первой ступени ракеты используются четыре ускорителя, позволяющие иметь стартовую массу 464 т и выводить до 8,4 т на низкую околоземную орбиту.

Ракета-носитель CZ-2F серии Changzheng — основа китайской пилотируемой программы — использует довольно необычную топливную пару: гидразин и тетраоксид азота.

Основной задачей таких «номерных» станций была отработка технологий: стыковка в автоматическом и ручном режимах, проведение научных экспериментов, технические испытания узлов для будущей многомодульной станции. Большую часть времени на орбите модули существовали в беспилотном варианте. Поддерживать жизнеобеспечение трех космонавтов на станции удавалось в течение максимум 30 дней. Если сравнивать Tiangong с дворцом, то первые одномодульные варианты – просто домики-времянки. Но для поставленных целей этого было достаточно: с их помощью КНР за короткое время смогла подготовить все необходимое для создания на орбите полноценной многомодульной станции.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении