Я всего лишь хотел нормального Рождества: 5 причин, почему «Крепкий орешек» — идеальный боевик

15 июля 1988 года в мировой прокат вышел фильм «Крепкий орешек». С тех пор прошло ровно 35 лет, франшиза разрослась до четырех картин, Брюс Уиллис успел стать звездой Голливуда и покинуть индустрию, а режиссер Джон МакТирнан — закончить карьеру. Но их совместная работа не устарела ни на день. В этом материале «Правила жизни» пытаются раскрыть формулу успеха «Крепкого орешка»: почему именно этот фильм мы пересматриваем каждый год на протяжении четырех десятилетий.
«Крепкий орешек» представил новый тип экшен-героя
Когда режиссер Джон МакТирнан задумал снимать «Крепкий орешек», на главную роль рассматривал звезд боевиков 1980-х — Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне. Брюс Уиллис в то время блистал на ТВ в комедии «Детективное агентство «Лунный свет», но в большом кино был почти никому не знаком. Если бы за пару лет до этого фильм «Охотники за привидениями» не доказал, что телезвезды в принципе способны тянуть на себе блокбастеры, о нем бы, наверное, никто и не вспомнил.

Но в итоге роль получил именно Уиллис, за что, кстати, надо сказать спасибо беременности его соратницы по «Лунному свету» Сибилл Шепард: коллега ушла в декрет и у Брюс смог отвлечься от сериала и попробовать силы в экшен-кино. А все потому, что МакТирнану захотелось показать другой тип протагониста. В то время героев боевиков было принято делать «больше, чем сама жизнь». Макклейн же в исполнении Уиллиса стал обычным мужчиной, которого вполне можно встретить на кассе в «Воллмарте».

Он не супервоин и не мачо, а для победы ему мало кулаков и парочки острых фраз. Впервые за долгое время в «Крепком орешке» зритель мог поверить, что герой боевика способен проиграть. И оттого лишь с большим интересом смотрел, как тот выкручивается из тупиковых ситуаций и с помощью смекалки побеждает в десятки раз превосходящих по силе врагов. В дворовых спорах «кто круче?» Макклейну, может, и сложно было бы сражаться против Рэмбо или Терминатора, но зато любому зрителю гораздо проще ассоциировать себя с ним.
В фильме идеальный баланс серьезного и смешного
Многие боевики испытывают проблемы с поиском правильной тональности. Слишком часто будешь шутить — рискуешь лишить историю какого-либо веса (этим нередко грешат, скажем, блокбастеры Marvel). Скорчишь чересчур серьезную мину — и зритель просто заскучает. «Крепкий орешек» находит золотую середину. Картину не назвать чересчур хмурой: Джон Макклейн продолжает традиции боевиков 1980-х и не забывает отпускать колкие ванлайнеры после победы над врагами. В то же время юмор в фильме контрастирует с циничными сценами убийств заложников.