Художники Вова Перкин и Андрей Бартенев — о социальной ответственности

СНОБКультура

«Силой воли художника происходит мощная ежесекундная редактура реальности». Интервью Андрея Бартенева и Вовы Перкина

«Сноб» публикует интервью с Вовой Перкиным и Андреем Бартеневым — художниками, принадлежащими к разным поколениям, о ярких мирах, социальной ответственности в современном искусстве и понятии успеха.

Беседовала Юля Крюкова

1_d6zFqSg.jpg
Фрагмент выставки «Перкуссия». Фото: Дмитрий Смирнов

До 17 сентября в Московском музее современного искусства можно увидеть масштабную персональную выставку Вовы Перкина «Перкуссия», куратором которой выступил художник, скульптор и модельер Андрей Бартенев. «Сноб» публикует интервью с художниками, принадлежащими к разным поколениям, о ярких мирах, социальной ответственности в современном искусстве и понятии успеха.

Формат выставки заявлен как ретроспектива. Такое позиционирование ассоциируется в большей степени со зрелыми художниками, а Вова — молодой автор. Расскажите, в чем задумка?

Вова Перкин: «Ретроспектива» — это возможность собрать работы, созданные за многие годы творчества. Некоторые свои работы, после того как они покинули мою мастерскую, я видел всего один раз. Спасибо Андрею, который помог мне их собрать.

Андрей Бартенев: Мы с Вовой работаем вместе уже восемь лет. Идея большой выставки молодого художника появилась пять лет назад: тогда я говорил Василию Церетели о том, что, пока художник молод, нужно спешить делать его большие выставки. Пять лет пролетели как один час. В итоге сейчас мы открыли большую выставку Вовы Перкина: ретроспектива в данном контексте является мощным стимулятором к продолжению того, что художник нашел и развил в своем творчестве, она помогает это закрепить.

Мне хочется, чтобы Вова и его товарищи из коллектива «Наша утопия» посмотрели на то, что произошло за это время, и поняли, что у них была сказочно потрясающая жизнь: они каждый день рисовали и что-то придумывали — перформансы, спектакли, тексты, видео, фотография, живопись, графика, керамика. Через это они сформировали свою уникальность как художники. Они немного наивны, немного оптимисты и при этом большие созидатели. Наивный оптимизм и созидательность придают им исключительность на фоне всего российского ландшафта.

Я считаю, что глупо вписывать ретроспективу в какие-то мемориальные процедуры. Художественный процесс — это уникальная вещь, которую нужно стимулировать, от этого все выиграют: и музейные институции, и художники, и кураторы. Давайте делать ретроспективы молодым художникам — это должна быть традиционная практика Московского музея современного искусства. Арт-институции должны помогать ныне живущим, бодрым, энергичным авторам.

14.jpg
Вова Перкин и Андрей Бартенев. Фото: Дмитрий Смирнов

Для вас обоих характерны красочные, яркие работы. Как коррелирует яркость вашего художественного мира с повседневностью?

Вова Перкин: Вообще, я дальтоник. В своих работах я отражаю окружающий мир так, как я его воспринимаю.

Андрей Бартенев: Художник может раскрасить не только холст, но и свое сознание. У нас включается такая способность: даже если мы видим реальность, предположим, в охре, мозг начинает модифицировать эту картину в суперъяркую. Силой воли художника происходит мощная ежесекундная редактура реальности.

Когда живешь с этим много лет, этот процесс становится естественным, и ты приходишь к выводу, что неточностей и недостатков, которые существуют в реальности, в твоей реальности нет. Сначала твоя реальность может быть смоделированной, но потом она и становится сутью жизни. В художественной реальности есть своя система оправданий и объяснений, которые могут казаться совершенно несуразными и неправдоподобными в контексте бытовой философии, но в контексте философии искусства — все, что ты можешь вообразить, будет естественно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман

Остроумный дебютный роман поэта Михаила Левантовского о волшебном превращении

СНОБ
«Я плакал от обиды»: бывший бойфренд Николь Кидман рассказал, как она сбежала от него к Тому Крузу «Я плакал от обиды»: бывший бойфренд Николь Кидман рассказал, как она сбежала от него к Тому Крузу

Отношения Маркуса Грэма с Николь Кидман разрушились из-за голливудского актера

VOICE
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Картинки с отягчающими обстоятельствами Картинки с отягчающими обстоятельствами

Как карикатуры нарушали границы допустимого и к каким последствиям это приводило

Weekend
Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные

Могут ли наши имена влиять на наш внешний вид? Вероятно, да

ТехИнсайдер
Как трудоголизм связан с детскими травмами: 2 личные истории и комментарии психологов Как трудоголизм связан с детскими травмами: 2 личные истории и комментарии психологов

Трудоголики рассказали, с чем столкнулись в детстве и как стали много работать

Psychologies
Any Wowzers Any Wowzers

Как Аня Баркова придумала бренд пижам c пляжным уклоном Any Wowzers

Собака.ru
Привет, как дела, что делаешь? Привет, как дела, что делаешь?

Маяковский, Чехов или Булгаков: разгадай своего собеседника в мессенджере

VOICE
Помоги себе сам: какими бывают практики самотерапии Помоги себе сам: какими бывают практики самотерапии

Как правильно себя поддерживать и почему самопомощь не заменит психолога

Forbes
Почему некоторые растения становятся плотоядными: загадочные хищники Почему некоторые растения становятся плотоядными: загадочные хищники

Что сподвигло некоторые виды растений перейти на диету из живых существ?

ТехИнсайдер
Как засекреченный стартап с инвестициями от Билла Гейтса ищет топливо будущего Как засекреченный стартап с инвестициями от Билла Гейтса ищет топливо будущего

Как компания Koloma ищет экологически чистый водород

Forbes
Ловушка Джокера: история Арлекина Ненависти от Фингера до Леджера Ловушка Джокера: история Арлекина Ненависти от Фингера до Леджера

Пройдемся по основным вехам жизни Джокера

Правила жизни
В новом свете: почему умный дом прирастает за счет ламп и светильников В новом свете: почему умный дом прирастает за счет ламп и светильников

Светильники и лампы — самый простой способ сделать дом интеллектуальным

Forbes
Мот: «В мире нет ничего идеального» Мот: «В мире нет ничего идеального»

Певец Мот — о превратности семейной жизни и большой литературе

VOICE
«Мне жутко не понравился Эйлат, но потрясло Мертвое море»: Саша Савельева рассказала, почему с мужем переехала в Израиль «Мне жутко не понравился Эйлат, но потрясло Мертвое море»: Саша Савельева рассказала, почему с мужем переехала в Израиль

Певица Саша Савельева заявила, что Мертвое море стало для нее «местом силы»

VOICE
Природные антидепрессанты: 9 продуктов, которые лучше всего поднимают настроение Природные антидепрессанты: 9 продуктов, которые лучше всего поднимают настроение

Эти продукты помогают бороться с плохим настроеним

ТехИнсайдер
От линейной к циклической: альтернативная модель развития экономики | Linear to Circular: an Alternative Model of Economic Development От линейной к циклической: альтернативная модель развития экономики | Linear to Circular: an Alternative Model of Economic Development

Циклическая экономика может стать альтернативой устаревшей экономической модели

Позитивные изменения
Топ-5 самых ярких экранизаций книг Терри Пратчетта Топ-5 самых ярких экранизаций книг Терри Пратчетта

Есть и жемчужины, и неоднозначные творения: экранизации книг Терри Пратчетта

Maxim
Дети в парламенте: как женщины-политики совмещают материнство с работой Дети в парламенте: как женщины-политики совмещают материнство с работой

Как женщины-политики добиваются права не выбирать между работой и материнством

Forbes
Выдра в США терроризирует серферов и ворует их доски. Ее могут усыпить! Выдра в США терроризирует серферов и ворует их доски. Ее могут усыпить!

Морская выдра в США крадет доски у серферов

ТехИнсайдер
На изящном: история картины Роберта Фалька «Старая Руза» На изящном: история картины Роберта Фалька «Старая Руза»

Как создавалась картина импрессиониста Роберта Фалька «Старая Руза»?

Правила жизни
Ничто не сравнится с тобой. 5 главных песен Шинейд О’Коннор Ничто не сравнится с тобой. 5 главных песен Шинейд О’Коннор

О чем были главные песни О’Коннор

СНОБ
Роботы и люди: как производят материнские платы на заводе в Шуе Роботы и люди: как производят материнские платы на заводе в Шуе

Как устроен завод по изготовлению материнских плат

СНОБ
10 вопросов, которые мужья не должны задавать своим женам 10 вопросов, которые мужья не должны задавать своим женам

Те самые случаи, когда лучше молчать, чем говорить

Maxim
Hyundai Santa Fe 2024 выйдет с тремя рядами сидений и совершенно новым лицом Hyundai Santa Fe 2024 выйдет с тремя рядами сидений и совершенно новым лицом

Как будет выглядеть знакомый нам плюшевый Santa Fe?

4x4 Club
«Посмотри, в каких я сапогах»: как панк-атрибутика вышла за пределы субкультуры «Посмотри, в каких я сапогах»: как панк-атрибутика вышла за пределы субкультуры

Во многом благодаря КиШ стиль панк перестал быть исключительно субкультурным

Правила жизни
В ранней Вселенной наблюдаемое время протекает в 5 раз медленнее В ранней Вселенной наблюдаемое время протекает в 5 раз медленнее

Астрономы впервые наблюдали эффект, предсказанный Эйнштейном более века назад

ТехИнсайдер
Резерв утопии Резерв утопии

Как Велимир Хлебников поместил время в пространство

Weekend
Откуда и когда начали свое распространение индоевропейские языки Откуда и когда начали свое распространение индоевропейские языки

Индоевропейские языки берут свое начало на Южном Кавказе 8000 лет назад

ТехИнсайдер
Коппола: как выходцы из семьи итальянских иммигрантов изменили Голливуд Коппола: как выходцы из семьи итальянских иммигрантов изменили Голливуд

Отрывок из книги «Коппола. Семья, изменившая кинематограф» Айана Натана

Forbes
Открыть в приложении