Дом на краю света
Кто в России зарабатывает на глэмпингах и как преуспеть в этом бизнесе
Глэмпинг — это лагерь с уютными шатрами или домиками с отельным комфортом в условиях дикой природы. Лидер мирового рынка глэмпингов — Великобритания, где за прошлый год открылось 500 новых локаций. В России рынок очень молодой: первый глэмпинг запустился только в 2016 году, а в прошлом году открылось всего 37 локаций. Но их уже можно найти в самых разных регионах России, например, на Камчатке, Кольском полуострове и в Тульской области. Вероятно, в следующие несколько лет на фоне пандемии и смены предпочтений потребителей новые глэмпинги будут появляться все чаще. Inc. изучил отечественный рынок глэмпинга и узнал, что за люди строят свои лагеря в красивейших уголках России — и получается ли у них устойчиво зарабатывать.
В 2016 году Дмитрий Гасилов купил участок на берегу Оки размером в гектар, чтобы спускать лодку на реку и кататься с друзьями. Для лодки понадобилось хранилище, для хранилища — сторож. Вскоре встал вопрос, что делать с участком, чтобы он не приносил убытки. Так как весной, когда река разливается, под воду уходит практически весь участок, строить на нём что-то глобальное было невозможно.
Гасилов начал изучать туристические форматы, которые могли бы подойти для его земли, и наткнулся на формат глэмпинга, который уже был на слуху за рубежом. Хотя в России тогда ничего подобного ещё не существовало, предприниматель решился стать первопроходцем.
Гасилов оперативно решал инфраструктурные проблемы — с санузлами и электричеством, а с «номерами» помог знакомый, который шил палатки, похожие на вигвамы. Всего через два месяца после старта кемпинг «Гуляй-город» открылся для посетителей.
— Открывая глэмпинг, нужно понимать, что следующие несколько лет ты проведёшь в лесу без семьи и друзей, несмотря на погоду, без выходных, по крайней мере летом, — рассказывает Гасилов. — Первый год это интересно, на второй год привыкаешь, на третий уже тяжело.
Очень тяжёлое хобби
Вячеслав Баташов работал инспектором в Кроноцком заповеднике до 2014 года, когда женился и захотел больше времени проводить с супругой, а также понял, что вряд ли сделает карьеру в заповеднике. Тогда они с партнёром начали строить свой туристический бизнес — организовывать групповые и индивидуальные туры по Камчатке.
Позже Вячеслав продолжил заниматься этим самостоятельно и в 2017 году открыл туроператор «Камчатка-глэмпинг». С глэмпингом компания не была связана, на открытие лагеря тогда ещё не было денег, но таким образом Баташов начал создавать фундамент, на котором позднее стал строить бренд GlampStory. Себя он в шутку называет плохим маркетологом, а глэмпинг — способом привлечения туристов на Камчатку.
Камчатка — сложный регион в плане климата и рельефа: короткое лето, суровая зима, особо охраняемые природные территории и вулканы. Поэтому Баташов выбрал место на океане, где запрещена капитальная стройка, нет сильного ветра, как в горах, людям нравится встречать закаты и рассветы в уютной палатке с видом на океан.
В 2018 году Баташов открыл пробный лагерь на берегу Тихого океана, вложив в него 500 тыс. руб. Изначально он работал на этой территории без разрешений. Но поскольку побережье стало популярным местом для сёрф-кэмпов, вскоре из-за нагрузки на природу местное правительство запретило размещаться там новым арендаторам.
Сейчас GlampStory арендует территорию у АНО «Камчатский туристский информационный центр». Также с 2018 года GlampStory совместно с проектом бизнес-блогера Дмитрия Портнягина Transformator travel организовывает для предпринимателей летние туры на Камчатку. Однако, по словам Баташова, глэмпинг почти не приносит ему дохода. — Это нельзя назвать бизнесом. Это хобби. Очень тяжёлое хобби, — признается он.
Лагерь на даче
Важнее всего, создавая глэмпинг, найти подходящее место. Глэмпинг — экологический бизнес, здесь нет капитальной застройки, основатели лагерей пытаются не наносить своими действиями урон природе. Однако из-за вытаптывания травы уплотняется почва, а из-за громких разговоров и постоянного пребывания людей у животных начинается стресс, рассказывает эксперт Greenpeace Михаил Крейндлин.
Основатели глэмпингов, с которыми поговорил Inc., любят путешествовать — отсюда знание, где может находиться лагерь: рядом не должны жить люди, а вокруг должна быть дикая природа, которая недоступна жителям городов, — горы, лес или океан. Также лагерь можно устроить на территории загородного отеля: в этом случае не будет проблем с инфраструктурой.
Ирина Мамай купила землю под бизнес в Тульской области в 2011 году, чтобы создать оздоровительный комплекс, который бы перенял опыт европейских санаториев и одновременно удовлетворил запрос россиян на отдых за городом. Ирина долго не могла определиться, как конкретно использовать землю, но в итоге остановилась на формате глэмпинга, в котором увидела «классную идею, чтобы начать — а уже потом на этой базе создавать оздоровительный проект».
Её глэмпинг «Зелёная тропа» открылся в июле 2018 года. Ранее Ирина 10 лет работала в туризме — в 2004 году она открыла лоукост-туроператор «Чиптрип» — и за счёт своих связей быстро распространила информацию о новом проекте. По словам Мамай, в первые же выходные августа все 22 шатра глэмпинга были заняты гостями.
— Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) взрывался, и мы поняли, что нужно делать зимнюю часть, — вспоминает она. Уже к декабрю 2018 года в лагере открыли домики, в которых можно жить зимой.
А в 2020 году в России заработал первый глэмпинг, созданный на дачном участке. Татьяна Долгова создала «Дачу» на земле, которую еще в 1950-х гг. выделили её дедушке. Раньше участок в 25 соток передавался из поколения в поколение, но со временем за ним перестали ухаживать.