Директор по продукту Spotify: «Наше преимущество в том, что мы не пытаемся втиснуть пользователя в какую-то экосистему»
Интервью c Оуэном Смитом — о запуске в России, повсеместной доступности Spotify и алгоритмах.
Работаете удаленно?
Я работаю из своей квартиры в Стокгольме. Из-за Covid-19 многие наши сотрудники сейчас работают удаленно. Основная задача — обеспечить безопасность команды. Вы, как я вижу, тоже сейчас работаете дома...
Да, верно. Сложно работать в таком формате?
Я бы сказал, что работа из дома — это наша привилегия, особенно с учетом того, чем именно мы занимаемся. Мы создаем программное обеспечение и каждый день наша команда работает в том же режиме, что и раньше.
Но, разумеется, я скучаю по коллегам. Мне хотелось бы снова поговорить с кем-нибудь в коридоре и сделать перерыв на кофе в компании других сотрудников.
Долго планируете так работать?
Планирую работать из дома до конца года.
Вы только что запустились в России. Почему так долго?
Запуск продукта в новой стране — длительный процесс. Во-первых, во время подготовки к запуску — в частности на таком масштабном и разнообразном рынке, как в России, — мы тщательно изучаем пользователей.
Мы общались с представителями рынка, больше узнавали о стране и о самом рынке, о российских пользователях и их ожиданиях. Сотрудники Spotify приезжали в Россию, встречались с потенциальными пользователями и обсуждали с ними функции, которых им не хватает в продукте.
Второй большой этап — подготовка специалистов для российской команды, которых мы наняли до запуска, дав им какое-то время, чтобы привыкнуть к работе в Spotify. В этой команде работают такие эксперты, как Ольга (Ольга Зыряева, представитель Spotify в России — vc.ru), — с большим опытом работы над похожими проектами.
В-третьих, деятельность нашей компании связана с контентом, поэтому мы налаживали взаимодействие с авторами и партнёрами на рынке.
Для запуска вам нужно было собрать еще много данных...
Для нас критически важны качественные модели данных. Особенно когда речь идет о таких базовых функциях, как рекомендации и поиск. Перед выходом на новый рынок мы определяем, музыка какого исполнителя похожа на творчество другого, проводим аудиоанализ музыкальных треков, чтобы понять, какие из них схожи в звучании.
В первую очередь это касается новых каталогов, на которые мы недавно получили лицензию и которые будут использоваться в конкретном регионе. Аудиоанализ помогает нашей системе рекомендаций работать качественно на старте.
Если говорить о поиске, то жители многих стран ищут информацию разными способами, но на всех рынках есть схожие общие проблемы, которые лишь немного отличаются в локализации. К примеру, когда пользователи ищут информацию о The Beatles, они могут ввести в поисковой строке «Beatles» или словосочетание «Fab Four» — «Великолепная четверка», одно из популярных прозвищ группы.
В России есть похожий сценарий. Рок-группа «Аквариум», а ее бессменный лидер — Борис Гребенщиков, которого также называют БГ. Получается, что группу можно найти как минимум тремя способами: можно искать «Борис Гребенщиков», можно искать «БГ», можно написать его имя латиницей, можно на русском и так далее. При этом в Spotify должны поддерживаться все варианты, потому что каждый пользователь может выбрать любой из этих запросов.
Я могу привести еще один интересный случай из Индии. В стране очень популярна музыка из фильмов — вспомните Болливуд. У них есть певцы, которые исполняют песни для фильмов, то есть поют на самом деле. А актеры в фильме только открывают рты под музыку, но не поют. И есть еще композиторы. Так вот все они считаются исполнителями песен, у каждого из них чаще всего есть прозвища, поэтому есть десятки вариантов поиска одной и той же песни.
И таких случаев очень много. Тысячи и даже миллионы примеров. Чтобы выйти на рынок, важно учитывать все возможные особенности — как культурные, так и языковые. Это лишь необходимый минимум, но для него требуется проделать очень много работы. Поэтому нам нужны качественные данные и поэтому наш подход к запуску продукта настолько основателен.
Речь идет о месяцах работы?
Многих месяцах. Это подготовка данных, сбор отзывов, анализ, проведение тестов, получение необходимых лицензий и так далее. Даже когда становится очевиден подход, который будет применяться для запуска, нужно еще раз вернуться на рынок к потенциальным пользователям и получить от них обратную связь: «Что думаете? Вам нравится или нет?»
Мы должны знать, что с самого начала запускаем продукт, который сочетает нужные функции, подходящий контент, сопровождение и хорошую команду. И все это только в начале.
То есть у вас не было цели запуститься в конкретные сроки?
При запуске мы ориентируемся на качество, а не на сроки. Мы никогда не говорим, что на работу нам потребуется год. Мы запускаем продукт, когда все готово и когда мы уверены в его качестве.
Дело в том, что от запусков ждут многого. В России реакция после выхода на рынок была потрясающей. Приятно получать такой отклик, но ужасно, если после запуска всплывает проблема, которую нужно срочно решить.
Могу снова привести в пример Индию. Это самая большая страна из всех, где мы не так давно запустились. В первый же день большое количество пользователей писали нам в Twitter: «У вас не хватает языков». Пришлось в течение 48 часов добавлять новые языки в систему. В Индии говорят как на хинди, так и на тамильском или английском языках.
Вы видели картинку: «Россия через 3 секунды после запуска Spotify»?
(Смеется.)
Насколько я понимаю, индийский рынок музыкальных сервисов похож на наш. Там тоже есть крупные локальные игроки.