Стандарт качества
Какие дефекты допускаются на дороге, а какие нет? Когда дорожники должны все ремонтировать? Теперь в России новый стандарт!
Cкоро в школу пойдут не только школьники и студенты, но и дорожники. Им придется осваивать новый национальный стандарт ГОСТ Р 50597-2017, вступающий в силу 1 сентября и предъявляющий требования к эксплуатационному состоянию автодорог по условиям безопасности движения. Он пришел на смену одноименному документу, принятому почти четверть века назад.
Ну-ка! Быстро починили!
Едва ли для вас станет открытием, что дорожное покрытие должно быть ровным, без выбоин, колеи и других дефектов. Однако стандартом установлены не только минимальные параметры повреждений, требующих ремонта, но и его предельные сроки. Вмешательства дорожных служб требуют ямы длиной от 15, глубиной от 5 сантиметров и площадью от 0,6 квадратных метра, а также еще меньшие, если на 100 метрах полосы движения их обнаружилось более одной. В зависимости от категории дороги ремонт таких дефектов должен быть завершен в течение от 1 до 12 суток. Колейность, волны, гребенки – все это тоже нуждается в устранении в течение 5–14 дней. На сглаживание выступов швов дается неделя, на замену поврежденных крышек люков и решеток – 3 часа.
Не надо грязи!
Если на проезжей части обнаружились посторонние предметы, их удаление – тоже обязанность организации, ответственной за эксплуатацию этого участка дороги. На все про все – те же 3 часа. Грязь, пятна мазута и прочий беспорядок площадью более 1 квадратного метра надо удалить в срок от 1 до 3 суток в зависимости от категории дороги. Аналогичные требования есть в отношении обочин и разделительных полос, хотя времени на исправление дается больше.
Следим за знаками
Не забыты и элементы обустройства дорог – дорожные знаки, разметка, ограждения. Если ремонтные работы завершены, временные знаки, включая ограничивающие скорость, должны быть демонтированы не позднее 24 часов. Тот же срок дается на очистку знаков, если они загрязнены или залеплены снегом. На восстановление утраченного знака отводится от 1 до 2, на ремонт – от 1 до 5 суток. Перегоревшую лампу светофора должны заменить в течение суток, отремонтировать корпус или вернуть его в исходное положение, если он повернулся или покосился, – не позднее 5 суток.
А если поврежден мост?
Также 5 суток предоставляется уполномоченным службам на восстановление поврежденного дорожного ограждения, хотя для автомагистралей и мостов сроки еще более жесткие (от суток до трех). Стандартизованы требования и к состоянию других элементов обустройства – столбиков, тумб, световозвращателей, «лежачих полицейских», освещения, шлагбаумов, обеспечению безопасных условий видимости. От них также зависит безопасность на дороге.
Целый раздел о зиме
Зимнее содержание дорог удостоено отдельным разделом нового национального стандарта. На устранение снега и гололеда (техническим языком – зимней скользкости) дорожникам дается от 3 до 12 часов в зависимости от категории и местоположения дороги. Предъявляются требования к качеству и срокам очистки от снега обочин, тротуаров, остановок маршрутного транспорта и даже велодорожек. На это дорожникам отведено от 4 часов до суток.
В населенных пунктах тротуары должны быть очищены от снега и льда в течение от 1 до 24 часов – зависит от интенсивности движения пешеходов. И хотя водителям это интересно в меньшей степени, но стандарт довольно подробно описывает технологию и сроки хранения убранного снега на обочинах и разделительных полосах.
С какого момент считать?
Когда мы говорим о сроках устранения тех или иных дефектов дороги или гололеда, точкой отсчета считается момент получения информации о проблеме сотрудником уполномоченной дорожной службы. А вот при уборке снега счетчик времени включается в момент окончания снегопада или метели. Поэтому старайтесь по мере возможности сами сообщать о замеченных на дороге недостатках. Если не удастся оперативно найти координаты эксплуатирующей организации, обращайтесь в ГИБДД – они обязаны среагировать и поставить в известность дорожников с фиксацией точного времени доведения информации.
Дорожников – к ответу!
Для чего водителю надо знать параметры дорожных дефектов и сроки их устранения? Только для того, чтобы возложить хотя бы часть ответственности на нерадивых дорожников, не доглядевших за вверенной им дорогой. Скажем, из-за того, что на проезжей части оказалась яма, водитель пробил колесо и машину вынесло на полосу встречного движения, где произошло столкновение с другим автомобилем. В таких случаях избежать наказания можно только одним способом – документально зафиксировать повреждение дороги, послужившее причиной столкновения. Для этого следует обязательно обращаться в ГИБДД, а приехавшему на место ДТП инспектору надо указать на имеющиеся недостатки и потребовать отразить их в составляемых документах. Эти обстоятельства обязаны принять во внимание при рассмотрении дела и сделать соответствующий вывод о степени вины водителя и дорожников. Нередко автовладельцы прибегают к помощи суда, чтобы возместить ущерб и своему собственному автомобилю, причиненный вследствие наплевательского отношения дорожно-эксплуатационных служб к своим обязанностям. Скажем, рассыпанные и не убранные вовремя с проезжей части камни разбили ветровое стекло или оставленный в темноте на полосе движения снежный вал привел к опрокидыванию. Правда, тогда стандарт придется изучить повнимательнее. На этот случай приводим его полное название: ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Фото: Юрий Пирогов/Burda Media; Сергей Кучугурный/Fotolia.com; Проект Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl