Отсутствие единой информационной системы ОСАГО спровоцировало рост мошенничества

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Сети мошенников

Электронные полисы ОСАГО помогли решить проблемы с оформлением страховки, особенно в отдаленных регионах. Но появились новые проблемы – отсутствие единой информационной системы спровоцировало рост мошенничества

Страховщики, которые так ратовали за введение электронных полисов ОСАГО, добились, чего хотели. С 1 января нынешнего года все страховые компании обязаны предоставлять услугу по продаже Е-ОСАГО. Нововведение во многом помогло – купить страховку стало значительно проще, особенно в отдаленных регионах, где офисов компаний, реализующих страховку, просто-напросто нет. Но и без проблем, как обычно, не обошлось. Началось все с того, что стала давать сбои система АИС РСА – главный рабочий инструмент страховщиков. Ее мощностей и функционала просто-напросто не хватает, чтобы корректно обработать тот наплыв информации, что обрушился на нее с начала года. На решение проблемы РСА уже выделили немаленькую сумму, так что в скором времени, надеемся, решить вопрос все же удастся и хотя бы о «слетающих» коэффециентах бонус-малус можно будет забыть.

Одного не учли в Российском союзе автостраховщиков – полагаться на порядочность посредников, да и, что уж там, самих автовладельцев стоит далеко не всегда. Дав возможность водителям самостоятельно вносить в систему данные, страховые компании заработали себе новую головную боль – желающих схитрить при покупке полиса Е-ОСАГО оказалось немало. О новых видах мошенничества в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности стали сообщать многие страховые компании.

Назови имя

Жульничать пытаются как сами страхователи, так и посредники. Пожалуй, самый очевидный и простой, на взгляд мошенника, способ занизить стоимость полиса – изменить персональные данные и информацию об автомобиле. «Используя графический редактор, оформляющий договор изменяет данные о месте регистрации страхователя, либо персональные данные. Таким образом полис оформляется с низким территориальным коэффициентом и низким КБМ, поскольку верный КБМ страхователя и допущенных к управлению лиц, а также история убытков не подтягиваются из системы РСА. То же самое мошенник проделал и со свидетельством на транспортное средство, снизив мощность двигателя. В итоге размер страховой премии уменьшился в 10 раз», – рассказали в страховой компании «Согласие».

Обманывают и посредники, оформляющие электронные полисы. Причем от них достается как страховщикам, так и обычным автовладельцам. Мошенники, подредактировав прилагаемые к заявлению документы, приобретают страховку по минимально возможной цене. А вот с страхователя берут гораздо больше. Разницу в цене, не сложно догадаться, благополучно присваивают.

На модернизацию автоматизированной информационной системы РСА выделен 1 млрд рублей. Новая, более мощная и функциональная система заработает через два года

Как бороться?

О последствиях, которые ожидают недобросовестного страхователя, догадываются, полагаем, все. В случае реального ДТП страховку с подложными данными признают недействительной. И тогда решившего сэкономить пару тысяч рублей на покупке полиса ждут долгие разбирательства со страховой компанией. Или даже уголовная ответственность за подделку документов.

Сейчас в РСА пытаются придумать способ борьбы с мошенничеством в сфере электронных полисов ОСАГО. Но пока у страховщиков и правоохранительных органов не появится единая автоматизированная информационная система, с помощью которой можно будет быстро сверить все данные – как водителя, так и автомобиля – исправить ситуацию точно не получится. К слову, в ГИБДД уже заявили, что планируют запустить сервис по проверке сотрудниками ведомства наличия полиса ОСАГО. А пока что у страховщиков лишь одна рекомендация – не пользоваться услугами посредников, а оформлять Е-ОСАГО самостоятельно.

За первое полугодие 2017 года накладные (нестраховые) расходы страховщиков в суде выросли на 55% – до 8,7 млрд рублей. Страховые компании винят в этом прежде всего мошенников

Анна Полина-Сташевская, директор судебно-правового департамента СК «Согласие»

На сайте РСА нет привязки ТС к собственнику, проверка водителей и ТС происходит на разных уровнях и не имеет связи между собой. Еще один важный момент – документы на автомобиль страховая компания видит только в отсканированном виде, иногда не очень хорошего качества, поэтому сделать вывод о легитимности документов по сканам достаточно сложно. У страхователей и агентов, к сожалению, есть возможность подделывать документы, создавать новых несуществующих участников договора, в том числе с помощью графического редактора.

Все сами!

На официальном сайте Российского союза автостраховщиков размещена подробная инструкция, как правильно оформить электронный полис. Там же можно проверить подлинность страховки.

Для заключения электронного договора ОСАГО необходимо осуществить следующие действия: – зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через Портал государственных услуг Российской Федерации); – в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.

После подтверждения соответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в АИС РСА, либо проверки электронных копий документов, страховщик отображает на сайте расчет страховой премии. После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете.

Текст: Анна Левина
Фото: Кекяляйнен Андрей, Момотюк Сергей/Фотобанк ЛОРИ; Григорий Сысоев/РИА «НОВОСТИ»; Донат Сорокин/ТАСС


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении