Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

АвтоМирАвто

Правила для скутеров

Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

Текст Алексей Лучников

С проблемой «микромобильности» столкнулись и другие страны, в некоторых из них такой вид транспорта просто запретили

Продолжая начатую в прошлом номере тему двухколесного транспорта, не получится игнорировать и появление на дорогах всевозможных электрогаджетов, служащих для индивидуального передвижения. В первую очередь это электросамокаты, электробайки, моноколеса, гироскутеры и прочие достижения китайской промышленности. И если раньше они были исключительно средством проведения досуга, распространяясь по паркам и дворовым территориям, то теперь выплескиваются на улицы городов. Способствуют этому и власти, развивая прокат.

В чем опасность?

Только за прошлый год с участием такого транспорта произошло 40 дорожно-транспортных происшествий. Обошлось, к счастью, без смертельных случаев, но травмы были зафиксированы у 39 участников движения, главным образом, пользователей. Это не удивляет, ведь при наличии возможности развить приличную скорость устойчивость на одном-двух колесах невелика, а средства защиты практически не используются. К слову, у подобных происшествий высока латентность, так как основная масса инцидентов либо не регистрируется вообще, либо проходит у медиков как несчастный случай. Причина в том, что часто они происходят вне дорог общего пользования – все в тех же парках, дворах, на тротуарах, а значит, не попадают в официальную статистику, по которой отчитывается ГИБДД. Подливают масла в огонь и местные кулибины, путем перепрошивки блока управления разгоняющие колесные гаджеты до вполне себе автомобильных скоростей. Подтверждение в виде роликов с самокатами, мчащимися по многополосным магистралям со скоростью за 50 км/ч, нетрудно найти на популярных видеохостингах. Что можно со всем этим сделать?

Реальное количество ДТП с участием электротранспорта превышает официальную статистику в разы

А как же ПДД?

На первый взгляд, напрашиваются поправки в Правила дорожного движения, которые позволили бы четко прописать, как использовать подобные средства передвижения в процессе дорожного движения. Многие, кстати, не догадываются, что частично эти вопросы уже урегулированы. Ведь два или три колеса и мощность электромотора более 250 Вт автоматически приравнивают «игрушку» к мопедам со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно запретом двигаться по пешеходной инфраструктуре, необходимостью иметь водительское удостоверение, как минимум, категории «М», а также риском лишиться его (не только «М», но и любого другого, если его наличие будет установлено) за грубые нарушения ПДД, включая, например, управление в состоянии опьянения. Да-да, за езду на электросамокате после бутылочки пива запросто можно на 1,5 – 2 года перейти в статус пользователя общественного транспорта или того же самоката, но приводимого в движение по старинке – толчковой ногой наездника! Незадачливого ездока еще и оштрафуют на отнюдь не символические 30 тысяч рублей.

Но что делать с моноколесами, гироскутерами, сегвеями и прочими средствами, которые в ПДД как самостоятельный вид транспорта никак не обозначены? ГИБДД пока приравнивает их к пешеходам, то есть де-юре их правовой статус все же определен, а порядок движения установлен в ПДД. Соответственно и спрос за нарушения с них как с безлошадных. Увы, но ограничиться этим не получится, ведь для пешехода, передвигающегося со скоростью 20-30 км/ч, все же нужны какие-то рамки. На тротуаре он может травмировать других, выезжая на проезжую часть, – стать полной неожиданностью для водителей. Установить правила не так просто ввиду отсутствия вразумительной классификации колесных гаджетов. Даже если ее удастся сформулировать (допустим, разделив электротранспорт по конструктивным особенностям, включая количество и расположение колес или наличие устройства самобалансирования, тягово-скоростным характеристикам), следом возникает проблема контроля. Ведь в отличие от автомобиля или мотоцикла, подобные средства не сертифицируются, документы на них не выдаются, в госорганах они не регистрируются, а значит, узнать, какими именно характеристиками обладает тот или иной транспорт, практически невозможно. Но даже если такую возможность удастся реализовать, например, путем законодательного регулирования их обращения на территории нашей страны (введение правил ввоза, продажи, проката), совершенно не ясно, как осуществлять контроль за внесением в их конструкцию изменений. Как бы там ни было, в ближайшие год-два поправки в Правила дорожного движения, касающиеся пользователей персонального электротранспорта, появятся. Но вот решит ли это проблему, покажет время.

Власти намерены внести поправки в ПДД для «водителей» гироскутеров и электросамокатов

Без обязательств

В мире проблема так называемой «микромобильности» известна уже не первый год. Столкнувшись с аварийностью с участием этой категории участников движения, в условиях отсутствия единых международных правил власти пошли разными путями: от игнорирования этой категории участников дорожного движения до полного запрета на использование сегвеев, электросамокатов и прочего на улицах городов. Например, в Великобритании им запретили передвигаться на общественных пространствах. В Дании (?) сегвеи приравняли к велосипедам, разрешив пользоваться соответствующей инфраструктурой. В Германии на дорогах официально разрешено использовать лишь крупные сегвеи, причем для этого они должны быть зарегистрированы, а пользователь – иметь права. Более последовательно действует Франция, где с осени 2019 года движение электротранспорта регламентируется достаточно четко: от ограничений скорости 25 км/ч до пользования защитными шлемами. Когда очередь дойдет и до нашей страны, по всей видимости, «изобретать велосипед» не потребуется, а надо будет воспользоваться уже имеющимся зарубежным опытом.

Регистрировать электротранспорт пока что не требуется. Но скоро это может измениться

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; jivchik83/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
#инструктаж: как избавиться от сосудистой сетки на лице и теле #инструктаж: как избавиться от сосудистой сетки на лице и теле

Что такое купероз, чем может быть опасна сосудистая сетка и как ее победить

РБК
Руководство по веселью для джентльмена Руководство по веселью для джентльмена

Тип вечеринок под грифом Playboy-level нуждается в тщательной подготовке

Playboy
6 главных приемов антивозрастного макияжа — лайфхаки от визажиста 6 главных приемов антивозрастного макияжа — лайфхаки от визажиста

Возможности омолаживающего макияжа

Cosmopolitan
Игра в догонялки Игра в догонялки

Новый кроссовер Haval почти догнал своих именитых конкурентов

АвтоМир
Обновляем ПК: какие видеокарты совместимы с DirectX 12 Обновляем ПК: какие видеокарты совместимы с DirectX 12

DirectX 12 уже не остановить

CHIP
Упал, очнулся – небоскреб! Упал, очнулся – небоскреб!

В Азербайджане есть чем заняться автомобильному туристу

АвтоМир
Что подарить девушке, у которой есть все? 15 небанальных идей для сложных дам Что подарить девушке, у которой есть все? 15 небанальных идей для сложных дам

Что подарить девушке, у которой все есть: продвинутый уровень знакомства

Playboy
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Своя история Своя история

Национальные особенности интерьера проявляются в фольклорных мотивах и техниках

SALON-Interior
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Евроремонт Евроремонт

Скандинавский дизайн, итальянская мебель произвели в наших домах тихую революцию

Seasons of life
Екатерина Гришина: Как мотивировать близкого человека и не навредить Екатерина Гришина: Как мотивировать близкого человека и не навредить

Для достижения успеха в жизни очень важна правильная поддержка близких

СНОБ
Как прожить на пенсию. История стартапа Kindur, который помогает поколению бэби-бумеров не разориться Как прожить на пенсию. История стартапа Kindur, который помогает поколению бэби-бумеров не разориться

Финтех-стартап Kindur развеивает главный страх пенсионеров

Forbes
Как на вулкане! Как на вулкане!

Первозданная красота балийской природы сливается с красотой Елены Чернявской

Maxim
Минобороны впервые назвало имя одного из погибших подводников Минобороны впервые назвало имя одного из погибших подводников

Гражданского специалиста вывел из горящего отсека капитан Дмитрий Соловьев

Forbes
Suzuki SX4 Tabi. Кинотеатр «Пионер» Suzuki SX4 Tabi. Кинотеатр «Пионер»

Suzuki SX4 Tabi – хороший звук, приятный салон и отличный мотор

4x4 Club
Ради чего идти на Фестиваль гастрономических развлечений Ради чего идти на Фестиваль гастрономических развлечений

Тако со звездой «Мишлена», титулованный рамен из Нью-Йорка, тайский стритфуд

Vogue
На собственном примере На собственном примере

Мария Грация Кьюри доверила оформление павильона художнице Томазо Бинге

Vogue
Чистая и гордая: зеленая энергетика больше не нуждается в государственных субсидиях Чистая и гордая: зеленая энергетика больше не нуждается в государственных субсидиях

Чистая энергия становится новой нормальностью

Forbes
Тейлор Свифт, Бейонсе и Черная вдова. Самые высокооплачиваемые женщины шоу-бизнеса-2019 Тейлор Свифт, Бейонсе и Черная вдова. Самые высокооплачиваемые женщины шоу-бизнеса-2019

Кто из женщин-звезд шоу бизнеса за минувшие 12 месяцев заработал больше всех

Forbes
Школа, я скучаю… Школа, я скучаю…

Натали, Митя Фомин и другие звезды рассказали о том, как прошел их выпускной

StarHit
Апрель. Жестокий месяц Апрель. Жестокий месяц

Рассказ Марии Галиновой, в котором мы можем выбрать финал

Esquire
Диджей-инвестор: как Стив Аоки заработал $30 млн за год на музыке, моде и киберспорте Диджей-инвестор: как Стив Аоки заработал $30 млн за год на музыке, моде и киберспорте

Стив Аоки за год дает сотни концертов, но источник его дохода — не только музыка

Forbes
Светлана Капанина: «Неталантливых людей не бывает» Светлана Капанина: «Неталантливых людей не бывает»

Сейчас уже сложно кого-то удивить женщиной в «мужской» профессии

Psychologies
Какой должна быть наркополитика Какой должна быть наркополитика

Мишель Казачкин о декриминализации и снижении вреда

Русский репортер
Мужская мода: молодая и классная марка Nicomede Мужская мода: молодая и классная марка Nicomede

Почему за Nicomede стало еще интереснее следить

Esquire
100 дней: готовимся к первому старту по триатлону 100 дней: готовимся к первому старту по триатлону

Если вы хотите дебютировать в триатлоне в этом сезоне, не останавливайте себя

Psychologies
Дело Хачатурян: вопросы, которые все мы должны задать себе Дело Хачатурян: вопросы, которые все мы должны задать себе

Мнение системного семейного психотерапевта о деле сестер Хачатурян

Psychologies
Клин вне конкурса Клин вне конкурса

В Клину прошел V Международный фестиваль искусств П.И. Чайковского

OK!
Открыть в приложении