Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

АвтоМирАвто

Правила для скутеров

Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

Текст Алексей Лучников

С проблемой «микромобильности» столкнулись и другие страны, в некоторых из них такой вид транспорта просто запретили

Продолжая начатую в прошлом номере тему двухколесного транспорта, не получится игнорировать и появление на дорогах всевозможных электрогаджетов, служащих для индивидуального передвижения. В первую очередь это электросамокаты, электробайки, моноколеса, гироскутеры и прочие достижения китайской промышленности. И если раньше они были исключительно средством проведения досуга, распространяясь по паркам и дворовым территориям, то теперь выплескиваются на улицы городов. Способствуют этому и власти, развивая прокат.

В чем опасность?

Только за прошлый год с участием такого транспорта произошло 40 дорожно-транспортных происшествий. Обошлось, к счастью, без смертельных случаев, но травмы были зафиксированы у 39 участников движения, главным образом, пользователей. Это не удивляет, ведь при наличии возможности развить приличную скорость устойчивость на одном-двух колесах невелика, а средства защиты практически не используются. К слову, у подобных происшествий высока латентность, так как основная масса инцидентов либо не регистрируется вообще, либо проходит у медиков как несчастный случай. Причина в том, что часто они происходят вне дорог общего пользования – все в тех же парках, дворах, на тротуарах, а значит, не попадают в официальную статистику, по которой отчитывается ГИБДД. Подливают масла в огонь и местные кулибины, путем перепрошивки блока управления разгоняющие колесные гаджеты до вполне себе автомобильных скоростей. Подтверждение в виде роликов с самокатами, мчащимися по многополосным магистралям со скоростью за 50 км/ч, нетрудно найти на популярных видеохостингах. Что можно со всем этим сделать?

Реальное количество ДТП с участием электротранспорта превышает официальную статистику в разы

А как же ПДД?

На первый взгляд, напрашиваются поправки в Правила дорожного движения, которые позволили бы четко прописать, как использовать подобные средства передвижения в процессе дорожного движения. Многие, кстати, не догадываются, что частично эти вопросы уже урегулированы. Ведь два или три колеса и мощность электромотора более 250 Вт автоматически приравнивают «игрушку» к мопедам со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно запретом двигаться по пешеходной инфраструктуре, необходимостью иметь водительское удостоверение, как минимум, категории «М», а также риском лишиться его (не только «М», но и любого другого, если его наличие будет установлено) за грубые нарушения ПДД, включая, например, управление в состоянии опьянения. Да-да, за езду на электросамокате после бутылочки пива запросто можно на 1,5 – 2 года перейти в статус пользователя общественного транспорта или того же самоката, но приводимого в движение по старинке – толчковой ногой наездника! Незадачливого ездока еще и оштрафуют на отнюдь не символические 30 тысяч рублей.

Но что делать с моноколесами, гироскутерами, сегвеями и прочими средствами, которые в ПДД как самостоятельный вид транспорта никак не обозначены? ГИБДД пока приравнивает их к пешеходам, то есть де-юре их правовой статус все же определен, а порядок движения установлен в ПДД. Соответственно и спрос за нарушения с них как с безлошадных. Увы, но ограничиться этим не получится, ведь для пешехода, передвигающегося со скоростью 20-30 км/ч, все же нужны какие-то рамки. На тротуаре он может травмировать других, выезжая на проезжую часть, – стать полной неожиданностью для водителей. Установить правила не так просто ввиду отсутствия вразумительной классификации колесных гаджетов. Даже если ее удастся сформулировать (допустим, разделив электротранспорт по конструктивным особенностям, включая количество и расположение колес или наличие устройства самобалансирования, тягово-скоростным характеристикам), следом возникает проблема контроля. Ведь в отличие от автомобиля или мотоцикла, подобные средства не сертифицируются, документы на них не выдаются, в госорганах они не регистрируются, а значит, узнать, какими именно характеристиками обладает тот или иной транспорт, практически невозможно. Но даже если такую возможность удастся реализовать, например, путем законодательного регулирования их обращения на территории нашей страны (введение правил ввоза, продажи, проката), совершенно не ясно, как осуществлять контроль за внесением в их конструкцию изменений. Как бы там ни было, в ближайшие год-два поправки в Правила дорожного движения, касающиеся пользователей персонального электротранспорта, появятся. Но вот решит ли это проблему, покажет время.

Власти намерены внести поправки в ПДД для «водителей» гироскутеров и электросамокатов

Без обязательств

В мире проблема так называемой «микромобильности» известна уже не первый год. Столкнувшись с аварийностью с участием этой категории участников движения, в условиях отсутствия единых международных правил власти пошли разными путями: от игнорирования этой категории участников дорожного движения до полного запрета на использование сегвеев, электросамокатов и прочего на улицах городов. Например, в Великобритании им запретили передвигаться на общественных пространствах. В Дании (?) сегвеи приравняли к велосипедам, разрешив пользоваться соответствующей инфраструктурой. В Германии на дорогах официально разрешено использовать лишь крупные сегвеи, причем для этого они должны быть зарегистрированы, а пользователь – иметь права. Более последовательно действует Франция, где с осени 2019 года движение электротранспорта регламентируется достаточно четко: от ограничений скорости 25 км/ч до пользования защитными шлемами. Когда очередь дойдет и до нашей страны, по всей видимости, «изобретать велосипед» не потребуется, а надо будет воспользоваться уже имеющимся зарубежным опытом.

Регистрировать электротранспорт пока что не требуется. Но скоро это может измениться

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; jivchik83/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вояж на батарейках Вояж на батарейках

Долго ли нам осталось ждать пришествия электрической авиации?

Популярная механика
Адвокат Алим Бишенов: За выборы в Мосгордуму заплатит вся Россия Адвокат Алим Бишенов: За выборы в Мосгордуму заплатит вся Россия

За подготовкой к московским сентябрьским выборам следят не только в России

СНОБ
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Как сделать телеканал и заставить всех себя ненавидеть: «Самый громкий голос» с Расселом Кроу в роли создателя Fox News Как сделать телеканал и заставить всех себя ненавидеть: «Самый громкий голос» с Расселом Кроу в роли создателя Fox News

Кинокритик Егор Беликов — о том, что говорит нам «Самый громкий голос»

Forbes
Renault Arkana. В военкомате не ждут Renault Arkana. В военкомате не ждут

Новый автомобиль повышенной проходимости от Renault

АвтоМир
Полный комплект Полный комплект

Собираясь на отдых в жаркие страны, продумайте, что взять с собой в поездку

StarHit
Упал, очнулся – небоскреб! Упал, очнулся – небоскреб!

В Азербайджане есть чем заняться автомобильному туристу

АвтоМир
«Я им поверил». Дерипаска рассказал детали своих разговоров с ФБР «Я им поверил». Дерипаска рассказал детали своих разговоров с ФБР

Олег Дерипаска поделился деталями своих переговоров с ФБР в 2009-м и 2016 году

Forbes
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
«Это конец Гонконга»: о чем говорят протестующие в городе «Это конец Гонконга»: о чем говорят протестующие в городе

Участники протестов в Гонконге штурмом захватили здание парламента

Forbes
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Как в кино Как в кино

Смелые англичане Дик и Энджел реставрируют собственный средневековый замок

Seasons of life
Алкогений: Жерар Депардье Алкогений: Жерар Депардье

Вкус к вину Жерар Депардье приобрел с детства

Maxim
Кедры решают все Кедры решают все

О людях, которым белочки в тайге помидорчики выращивают

Maxim
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Постижение полярного пленэра Постижение полярного пленэра

Седьмой том «Энциклопедии освоения Севера» — «Строго на Север»

Дилетант
Лики Вики Лики Вики

До съемки в нашем презренном журнале снизошла богиня «Инстаграма» Вики Одинцова

Maxim
6 опасных ошибок при работе с болгаркой, которые лучше не совершать 6 опасных ошибок при работе с болгаркой, которые лучше не совершать

Те, кто только начинают работать с УШМ, порой совершают много ошибок

CHIP
С чем носить велосипедки – 5 простых решений С чем носить велосипедки – 5 простых решений

Велосипедки – must-have лета-2019

Cosmopolitan
Пакет не нужен Пакет не нужен

К счастью, светлое будущее все еще в наших руках

Glamour
В лабиринтах альтернативной истории В лабиринтах альтернативной истории

Имеют ли право на жизнь иные варианты развития известных исторических событий?

Наука и жизнь
Почему не стоит заниматься отбеливанием зубов дома? Почему не стоит заниматься отбеливанием зубов дома?

Чем грозит здоровью зубов отбеливание домашними средствами

Cosmopolitan
Рецензия: латиноамериканская драма «Паулина», получившая приз Каннского кинофестиваля Рецензия: латиноамериканская драма «Паулина», получившая приз Каннского кинофестиваля

О фильме «Паулина», найденной нами на фестивале Golden Apricot в Ереване

Esquire
Архитектура будущего: 7 колоссальных проектов, которые так и не были воплощены в жизнь Архитектура будущего: 7 колоссальных проектов, которые так и не были воплощены в жизнь

Здания, которые так и не были построены —  в иллюстрациях художников

Esquire
Тест смартфона Sony Xperia 1: огромный 4K-дисплей в кино-формате и новое имя Тест смартфона Sony Xperia 1: огромный 4K-дисплей в кино-формате и новое имя

В чем недочеты смартфона Sony Xperia 1

CHIP
Как молодая мать в декрете создала бизнес с выручкой 2,5 млрд рублей в год Как молодая мать в декрете создала бизнес с выручкой 2,5 млрд рублей в год

Закрытый клуб распродаж детских товаров Mamsy начинался как семейный проект

Forbes
Обзор пылесоса Rowenta Air Force Flex 560: гнется во все стороны Обзор пылесоса Rowenta Air Force Flex 560: гнется во все стороны

Стоит ли покупать пылесос Rowenta Air Force Flex 560?

CHIP
Искусственный интеллект рядом: как алгоритмы галлюцинируют и учатся Искусственный интеллект рядом: как алгоритмы галлюцинируют и учатся

Бенджамин Браттон рассказал о причудливом поведении искусственного интеллекта

Forbes
Герои мирного времени Герои мирного времени

Петь оду трусости отважится не каждый, но мы сумели найти этого смельчака

Добрые советы
Роман Хорошев: Где взять денег малому бизнесу? Роман Хорошев: Где взять денег малому бизнесу?

Роман Хорошев: предпринимателям стоит обратить внимание на инструменты финтеха

СНОБ
Открыть в приложении