Подорожание бензина «отменяется». Правда?
Российские власти утверждают, что запланированный на 2019 год рост акцизов на бензин и дизельное топливо не принесет резкого подорожания топлива на АЗС. «Автомир» решил разобраться, насколько реалистичен такой прогноз
Еще в конце августа стало известно о решении правительства повысить акцизы на топливо. С 1 января 2019 года акцизы на тонну бензина поднимаются с 8 213 до 12 374 рублей, а на тонну дизельного топлива – с 5 665 до 8 541 рублей. С самого начала власти успокаивали население: акцизы восстанавливаются до того объема, который планировали ввести 1 июля 2018 года, а у правительства достаточно инструментов, чтобы не допустить скачка цен на АЗС.
Прошло два месяца, и эту мысль повторил министр финансов РФ Антон Силуанов. «В наших планах – увеличение цен в рамках инфляции, в рамках тех прогнозов социально-экономического развития, которые представлены вместе с бюджетом в Государственную Думу, – заявил Силуанов. – Мы не рассчитываем ни на какие скачки [цен] и никакие скачки не планируем. Почему? Потому что несмотря на рост акцизов начиная с 1 января 2019 года у нас предусмотрен механизм отрицательного акциза, который будет передаваться нефтеперерабатывающим компаниям, в результате которого будет скомпенсировано, сдемпфировано это увеличение нагрузки», – добавил он.
Так уже было
Планируемое повышение акцизов – далеко не первое за последние годы. 1 января 2018 года ставки акциза были увеличены на 10,7% для бензина и на 12,7% для дизельного топлива. Это привело к росту цен на АЗС, который стал особенно заметен весной 2018 года. В итоге власти серьезно обеспокоились ситуацией и не только отказались от второго этапа повышения акцизов, но даже снизили уже существующие на 2–3 тыс. рублей за тонну. Это позволило стабилизировать цены на АЗС и успокоить население, но...
Как мы видим, повышение акцизов не полностью отменили, а просто перенесли. Учитывая, что различные налоги и сборы составляют львиную долю в стоимости литра топлива, нетрудно догадаться, что их рост приведет к очередному подорожанию бензина на АЗС.
Рост цен на нефть
В настоящее время цены на нефть держатся возле отметки 80 долларов за баррель. Последний раз такое наблюдалось в 2014 году. Причем эксперты не исключают и дальнейшего роста стоимости «черного золота». Почему это важно для простых автомобилистов? Дело в том, что сейчас нефтяным компаниям гораздо выгоднее экспортировать нефть, чем продавать бензин внутри страны. Если стоимость барреля вырастет, экспорт станет еще выгоднее. И тут возможны два варианта – либо возникновение дефицита бензина внутри страны, либо его подорожание.
«[Властям] надо экономическими рычагами делать так, чтобы поставки нефти на внутренний рынок были выгоднее, чем поставки на экспорт. Тогда не будет проблем с наполнением рынка и объемами продаж бензина на бирже. Но для этого нужно курс рубля привязать к цене на нефть, правильно регулировать пошлины и т.д. А проще всего – вести себя так, как ведет себя сейчас Минфин», – пояснил «АвтоМиру» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Нестабильность рубля
Еще один повод для подорожания бензина и дизеля на АЗС – ослабление российской валюты. Как мы увидели за последний год, курс рубля уже перестал зависеть от цен на нефть. К примеру, в октябре 2017 года за баррель нефти Brent давали 50–55 долларов. Нефть за прошедший год укрепилась, а рубль, увы, ослаб. Если сейчас за 1 доллар дают примерно 65–66 рублей, то год назад курс доллара был ниже 60 рублей. Если падение рубля продолжится, то цены на заправках логичным образом поползут вверх – торговать себе в убыток не согласится ни одна АЗС.
Повышение НДС
Нельзя также забывать, что с 1 января 2019 года в России вырастут не только акцизы на топливо, но и НДС: с 18 до 20%. Этот фактор также повлияет на стоимость бензина, как и на стоимость других товаров, о чем в августе 2018 года даже заявлял глава Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.
Прогноз счетной палаты
В удержание стоимости бензина в рознице верят не все. Например, Счетная палата в заключении на проект бюджета на 2019–2021 гг. прогнозирует новый скачок цен на топливо. «Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», – говорится в заключении аудиторов.
Не согласны с главой Минфина и независимые эксперты. «Демпфер, о котором говорит Силуанов, на бумаге существует. Но будет он работать или нет, никто толком не понимает, – поясняет Евгений Аркуша. – Акцизы будут вводится с 1 января 2019 года, а демпфер – по результатам месяца или, скорее всего, квартала». В качестве примера эксперт привел июньскую корректировку акцизов, которая сработала лишь на полтора месяца, а потом цены на бензин вновь начали расти. «Не надо думать о январе, у нас сейчас ситуация критическая: оптовые цены на топливо выше розничных. Нам бы это пережить! Поэтому, если вы хотите демпфер, вводите его сегодня, чтобы посмотреть, работает он или нет. Скорее всего, демпфер «съедят» в виде субсидий, и все останется по-старому», – добавил Аркуша.
Значит, подорожает?
Большинство факторов указывают на то, что нас все же ждет существенное подорожание бензина, несмотря на заявления Силуанова. Однако доля истины в словах главы Минфина тоже есть. Власти действительно предусмотрели «отрицательный акциз», который будет компенсировать нефтяникам разницу в цене на нефть между мировой и внутренней. Во-вторых, в ближайшее время на АЗС вновь разрешат торговать вином и пивом, что даст компаниям дополнительный источник дохода. Наконец, в-третьих, в крайнем случае правительство сможет и временно вернуть экспортную пошлину на нефтепродукты.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; dmitrimaruta/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl