Неразделенная любовь
Ильф и Петров призывали любить пешеходов. Вторит им и столичное правительство, массово устанавливающее на пешеходных переходах камеры
Cтоличный Центр организации дорожного движения анонсировал введение в действие до начала лета несколько десятков камер автоматической фиксации нарушений правил проезда пешеходных переходов. В обязанность им будет вменено следить, чтобы водители пропускали пешеходов на «зебре». Нарушителей будут штрафовать на 1500 рублей. Если нарушение фиксирует непосредственно инспектор ДПС, то штраф может вырасти до 2500 рублей. Недешево, прямо скажем.
Впервые в Москве аналогичную систему запустили осенью 2016 года на Нижегородской улице. Тогда ее работа вызвала много жалоб со стороны автомобилистов, посчитавших, что наказание им было назначено необоснованно. И хотя Дептранс клянется, что алгоритмы были доработаны и ошибок не будет, избежать критики не удастся и сейчас, в этом можно не сомневаться.
Дело в том, что вопрос приоритета пешехода весьма неоднозначен даже тогда, когда решение принимает человек. Под силу ли учесть все нюансы компьютеру? Едва ли.
Тем не менее, не лишним будет вспомнить, как регулируют эту ситуацию Правила дорожного движения. Это потребуется для того, чтобы в случае необходимости отстоять свои права независимо от того, кем или чем будет зафиксировано нарушение. Да и будет ли оно нарушением? Ну и про безопасность тех, кто наименее защищен на дороге, тоже не надо забывать. Говорить о ней можно только при безусловном соблюдении ПДД всеми участниками движения.
Буква закона
Итак, пункт ПДД 14.1 обязывает водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, уступить дорогу пешеходам, переходящим или вступившим на проезжую часть для перехода. Это – первое условие, суть которого в том, что приоритетом пользуется только тот пешеход, который либо уже находится на «зебре», либо занес ногу, чтобы начать движение через проезжую часть.
Прохожий, стоящий рядом с переходом или приближающийся к нему пусть даже с явным намерением перейти дорогу, преимуществом не пользуется. Это важно!
Следующий ключевой вопрос, который требует пояснения – что же все-таки означает «уступить дорогу»? Обиходного понимания недостаточно. Поэтому снова обращаемся к ПДД. Ответ находим в определении этого термина в пункте 1.2: «уступить дорогу (не создавать помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Иными словами, машина не должна вынуждать пешехода уворачиваться от нее во избежание наезда. Таким образом, обязанность уступить дорогу возникает только в том случае, если траектории автомобиля и пешехода не просто пересекаются, а есть вероятность, что они окажутся в одном и том же месте в одно и то же время. В этой ситуации водителю необходимо предпринять меры, чтобы этого «свидания» избежать. Иначе говоря – затормозить.
Прогнозируем тщательно
Надо понимать, что не в каждом случае нахождения человека на переходе водителю надо давить педаль тормоза. Например, нет смысла тормозить, если пешеход начал переход слева направо, и, чтобы оказаться на пути водителя, ему предстоит еще пересечь несколько полос дороги. В той же столице немало переходов через дороги с 3–4 полосами движения в каждом направлении. Пока пешеход их пересечет, машины, ехавшей по дальней от него полосе, уже и след простыл.
В этой ситуации претензий к водителю быть не должно, так как пешеход как шел своей дорогой, так и продолжил идти дальше без риска для жизни и здоровья. Но вот разделяет ли эту точку зрения камера, неизвестно.
Основные же споры, скорее всего, будут возникать в пограничных ситуациях, когда водитель и камера по-разному оценили возможность наезда. Наверняка параметры, заложенные в алгоритм камеры, не совпадут с расчетами водителя. Остается только посоветовать водителям перестраховываться и просчитывать ситуации с поправкой.
Стоит принять во внимание и то, что шедший спокойно пешеход в любой момент может побежать, например, увидев приближающийся автобус. Всегда учитывайте, что человек может поменять не только скорость своего движения, но и направление: что-то вспомнил – развернулся прямо на переходе и пошел обратно. Для водителя это может стать полной неожиданностью.
Дайте жалобную книгу
Если вы считаете, что наказание за непредоставление преимущества пешеходу назначено необоснованно, воспользуйтесь своим правом на обжалование вынесенного постановления. По закону сделать это можно в течение 10 дней с момента вручения постановления – из рук инспектора или получения заказного письма на почте. Если постановление выносит инспектор прямо на дороге, то о своем несогласии можно заявить сразу. В этом случае вместо постановления он обязан составить протокол об административном правонарушении, который и станет предметом обжалования. Первая инстанция, куда подается жалоба, – это руководитель подразделения, сотрудник которого поставил под документом свою подпись. По «письму счастья» обращаться надо в региональный центр автоматизированной фиксации правонарушений, адрес которого есть в постановлении. Для того, чтобы добиться успеха, нужны факты, доказывающие ошибочность наказания: лучше, если это будет запись видеорегистратора или, например, камеры наружного наблюдения.
Фото: Ekaterina M, FotograFF/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru; Raman/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl