Как предприниматель из России помогает печатать на 3D-принтерах детали для Boeing, SpaceX и BMW
За несколько лет бизнес Константина Иванова вырос из московского стартапа в глобальную компанию с годовой выручкой в полмиллиона долларов
В начале 2014 года московскому стартапу 3DPrintus заказали печать комплекта женского белья в форме ракушек для бренда Lascana. На фоне хайпа вокруг 3D-принтеров об этой рекламной кампании писали многие СМИ. «Это хороший PR, который должен был привлечь новых клиентов. Компании на тот момент стремились угнаться за модой и заказывали в основном печать подарков, не воспринимая 3D как серьезную индустрию», — рассказывает сооснователь проекта Константин Иванов.
Несерьезная индустрия
Рекламщик по образованию, Иванов запустил маркетплейс для 3D-печати в 2013 году, рассчитывая привлекать промышленных клиентов. Через платформу клиент размещал заказ на 3D-печать, а 3DPrintus сам выбирал из списка партнера и отправлял ему заказ. «Мы стали целенаправленно уходить от B2С-модели, потому что привлечению серьезных клиентов это не помогало», — говорит предприниматель. Теперь 3DPrintus лишь клиент глобальной компании DigiFabster, которая работает более чем с 200 крупными промышленными клиентами в области автомобилестроения, авиации и космоса по всему миру. Выручка DigiFabster в 2018 году составила $500 000.
Константин Иванов познакомился со своим будущим бизнес-партнером Дмитрием Масленниковым в 2006 году. Они делали на фрилансе сайты, брендинг проектов и рекламу. Иванов занимался дизайном, а Масленников был менеджером проектов. Спустя два года партнеры открыли креативное бюро Inspiration, и вскоре к ним присоединился маркетолог Евгений Гинзбург. Вместе с ним в 2013 году Масленников запустил один из первых в России частных стартап-акселераторов «МетаБета», который стал партнером «Яндекса» по акселерационной программе Tolstoy Startup Camp. Студия печати 3DPrintus Иванова тогда стала одним из стартапов-участников и привлекла на программе $10 000 инвестиций, а затем еще $150 000 от двух инвесторов (их имена Иванов не раскрывает).
Первые два года 3DPrintus работал как маркетплейс для размещения заказов. «К нам поступали тысячи запросов в месяц от индустриальных партнеров на расчет стоимости деталей из разных материалов, от пластика до металла», — говорит Иванов. Чтобы автоматизировать этот процесс, в компании разработали ПО. По словам Иванова, на первый прототип системы было потрачено несколько десятков тысяч долларов. ПО самостоятельно рассчитывало стоимость производства по большому числу параметров, и клиенту нужно было лишь загрузить 3D-модель на сайт — программа определяла стоимость, после чего заказ можно было оплатить онлайн. К 2015 году 3DPrintus зарабатывал порядка 20–25 млн рублей в год, выполняя заказы более чем для 1000 клиентов.
3D для авиагигантов
С ростом числа заказов выстраивать коммуникацию между заказчиком и исполнителем стало сложнее. 3DPrintus уперся в потолок: отсутствие больших промышленных заказчиков ограничивало рост компании. «Мы с Дмитрием обсудили, куда двигаться дальше, и поехали собирать данные и знакомиться с рынком в США и Европу», — говорит Иванов. Тогда и появилась идея заняться новым проектом, который упростил бы коммуникацию 3D-индустрии и промышленности. Так появился DigiFabster.