Дума предлагает повысить ограничение скорости в России.

АвтоМирАвто

Летайте как хотите?

Дума предлагает повысить ограничение скорости в России. Почему не надо этому радоваться?

Текст Алексей Лучников

Бывший замглавы Минтранса, а ныне руководитель думского комитета по транспорту Евгений Москвичев высказал мнение о необходимости повышения ограничения скорости на дорогах. По его словами, стоит подумать о том, чтобы за городом, где сейчас разрешено ехать со скоростью 90 км/ч, поднять планку до 100-110 км/ч. Вносить изменения в нормативные акты для этого не надо – действующие ПДД уже сейчас позволяют поднимать ограничения сверх установленных 60 км/ч в городе, 90 км/ч за его пределами и 110 км/ч на автомагистралях. Такое решение может принять владелец дороги, поэтому, строго говоря, ни от Госдумы, ни от правительства ничего не требуется. Но вот стоит ли это делать, большой вопрос.

Менять ограничение скорости на той или иной дороге в России может ее владелец или эксплуатирующее ведомство. Специальные законы для увеличения ограничения не нужны

Быстро – не значит безопасно

Как ни странно, мнения простых водителей на этот счет разделились. Одни считают, что это давно пора сделать, так как автомобили стали быстрее, умнее и безопаснее. Да и дороги, несмотря ни на что, становятся лучше. Другие же не без оснований полагают, что это приведет лишь к ухудшению ситуации. И факты на их стороне. То, что скорость – главный убийца на дорогах, не вызывает сомнений практически ни у кого из специалистов. Правда, если призвать на помощь официальную статистику, то она не поможет, так как вклад в аварийность превышения установленного ограничения скорости из года в год не превышает трех процентов. Однако это как раз тот случай, когда цифры необъективны, ведь выявить превышение скорости непосредственно в момент аварии без проведения специальных экспертиз невозможно. При этом изрядную долю аварий, произошедших вследствие несоблюдения дистанции, выезда на встречную полосу, проезда на запрещающий сигнал светофора, непредоставления преимущества в движении другим транспортным средствам и пешеходам, тоже можно в той или иной степени списать на излишнюю спешку: не хватило времени распознать опасность или расстояния, чтобы ее избежать. Ну а соотношение расстояния и времени, как мы прекрасно помним из школы, и есть та самая скорость движения.

Исследований влияния скорости на безопасность движения проведено множество. Наиболее авторитетные зарубежные источники утверждают, что вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия и тяжесть его последствий находятся в экспоненциальной зависимости от того, на какой скорости двигалось транспортное средство. Другие ученые добавляют, что повышение средней скорости движения на каждый 1 км/ч ведет к увеличению количества смертельных случаев на этом участке дороги на 4-5%. Наиболее критична ситуация с пешеходами, которым автомобиль, преодолевающий 80 км за один час, практически не оставляет шансов выжить. Об этом же свидетельствуют цифры: в России тяжесть последствий аварий (оценивается по количеству погибших в пересчете на 100 пострадавших), произошедших на загородных дорогах, где скорости ожидаемо выше, почти в три раза превышает этот показатель для населенных пунктов.

В последнее время принято говорить о своем, особом российском пути развития. В конце концов, какой русский не любит быстрой езды? Можно вспомнить и другие изречения классиков, характеризующих буйный нрав соотечественников. Увы, художественные образы конфликтуют с суровой правдой жизни. Законы физики границ и национальностей не признают, да и ездим мы все чаще на зарубежных автомобилях по дорогам, оборудованным по международным правилам. А потому не лишним будет заглянуть хотя бы к нашим соседям по европейскому континенту, чтобы узнать их мысли на этот счет. Мы с удивлением обнаружим устойчивую тенденцию к снижению скоростных лимитов.

Уже почти не осталось стран, которые разрешают двигаться в населенных пунктах быстрее 50 км/ч. На половине территорий некоторых городов (например, Амстердама) нельзя разгоняться более 30 км/ч, чтобы обезопасить пешеходов и велосипедистов. Все меньше безлимитных участков остается на знаменитых немецких автобанах. Да и там, где они есть, превышение рекомендованного правительством ограничения в 130 км/ч автоматически ведет к обвинению водителя в ДТП, если авария все же произойдет. Во Франции с 1 июля предельная скорость на обычных загородных дорогах снижается с 90 до 80 км/ч. Более того, власти этой страны порой идут на нелепые, на первый взгляд, меры. Например, на ряде участков было снято освещение. И все ради того, чтобы снизить уверенность водителей во владении ситуацией и тем самым заставить их сбросить скорость. Про повсеместно внедряемые искусственные неровности и прочие инженерные меры для успокоения движения большинство тоже слышали, а многие видели. Как бы там ни было, сегодня дороги Евросоюза почти в три раза безопаснее российских. Вы по-прежнему считаете, что мы слишком медленно ездим?

Поспешишь не насмешишь

Российские законы крайне лояльны к торопыгам, позволяя безнаказанно ездить на 20 км/ч быстрее, чем предписано правилами дорожного движения и дорожными знаками. При этом штрафы откровенно смехотворны на фоне опасности, которую представляют несущиеся две-три тонны металла, особенно для тех, кто не защищен железным каркасом – пешеходов, мотоциклистов, велосипедистов. Согласитесь, 250 рублей – вполне умеренная плата за удовольствие прохватить по городу 100 км/ч. Между тем, европейцы давно поняли, в чем корень зла, а потому поставили на службу безопасности закон. Например, в Швейцарии накажут за превышение скоростного лимита уже на 1 км/ч. И никто не будет с вами обсуждать погрешность полицейских радаров и спидометров. Размер штрафа тоже мало кого радует: суммы 2-3 тысячи евро за излишнюю спешку одинаково неприятны и чопорным британцам, и горячим итальянцам. Причем для того, чтобы расстаться с месячной зарплатой, вовсе не обязательно достигать «первой космической», а можно просто превысить ограничение на смешные по российским меркам 40-50 км/ч. Тем, на кого не действует штраф, могут предложить и тюремный срок.

Фото: Rafail/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru; Дмитрий Диваков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Святой Франциск: аскет, создавший богатейший орден Святой Франциск: аскет, создавший богатейший орден

Кем был Франциск Ассизский, католический святой?

Дилетант
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра

Разбираемся, как выбрать идеальную систему очистки воды

ТехИнсайдер
Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии

Успех эксперимента по пересадке генно-модифицированных аллогенных бета-клеток

N+1
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина

Режиссер Роман Михайлов — о снах и сказочных 90-х

Ведомости
Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута» Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута»

Семь вещей, за которые стоит поблагодарить Михаила Горшенева

Правила жизни
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
Почему дети не понимают эмоции взрослых Почему дети не понимают эмоции взрослых

Ученые выяснили, почему дети часто неправильно интерпретируют эмоции взрослых

ТехИнсайдер
«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича «Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

История успеха наследия художника Казимира Малевича

Forbes
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
На видном месте На видном месте

Реклама стран на форме клубов: имидж для властей, аудитория для команд

Ведомости
Детектор дипфейков Детектор дипфейков

В России появится сервис для маркировки ИИ-контента и его выявления

Ведомости
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Открыть в приложении