Колеса XX века. Эволюция автомобильных шин и дисков

АвтоМирАвто

Колеса XX века

Эволюция автомобильных шин и дисков часто незаслуженно остается незамеченной. А ведь в XX веке было много настоящих прорывов!

Текст Александр Потапов
Фото Skoda

Если меняется дизайн кузова автомобиля – это сразу видно и понятно, это обсуждают все, да и, собственно, меняться кузов может очень и очень сильно. С шинами и дисками – не так. Только узкие специалисты обычно в состоянии оценить изменение рисунка протектора, иную форму ламелей, многогранные шипы или скорлупу в резиновой смеси. Между тем каждая из этих мелочей влияет на ездовые характеристики автомобиля порой даже больше, чем полностью новый кузов. И оценить эти изменения становится куда проще, если вспомнить, как менялись покрышки, колесные диски и способы их крепления. Опустим первый патент на пневматическую шину и историю масштабирования достижений велосипедной промышленности на автомобильную. Начнем с 1905 года – литая резина ушла в прошлое, уже появились и зимние покрышки с шипами... Какие же технологии становились массовыми?

1905

Деревянные многоспицевые колесные диски, тяжелые и одновременно хрупкие, несмотря на стальной обод, крепились на ось Laurin & Klement Voiturette A с помощью однойединственной гайки. Это решение использовалось разными автопроизводителями вплоть до 1930-х годов. А вот корд, появившийся уже в шинах Dunlop (на фото), актуален и сейчас

1911

Проколы шин сто лет назад случались весьма часто – дело было не столько в свойствах резины, сколько в состоянии дорог. Это сейчас по «грунтовкам» ездят грейдеры, а тогда автомобили передвигались по гораздо менее приспособленным маршрутам. Постоянные повреждения вынудили водителей возить с собой «запаску» – на тот момент это была только покрышка без диска

1929

Чтобы облегчить жизнь водителям и упростить процесс замены колеса, в 20-е годы придумали съемный обод, который крепился шестью гайками. Центральная часть колеса (на фото – деревянная) оставалась при этом на месте. При проколе менялся обод вместе с покрышкой. Соответственно, и запасное колесо возили с собой уже в виде не просто шины, а в сборе

1930

К этому моменту окончательно стали историей деревянные колеса – пришла мода на штампованный металл. Довольно быстро «штамповки» стали производить массово и цены на такие диски резко снизились. А еще в начале тридцатых с собой стали возить аж по два запасных колеса в сборе – автомобилями пользовались уже много, а хороших дорог было еще очень мало.

1934

Еще чуть-чуть – и мода опять поменялась. В середине тридцатых появились многоспицевые диски и шины с белой полосой. Любовь к этому дизайну сохранялась у автомобилистов долго – такие шины продержались без малого тридцать лет! Их можно встретить на машинах 50-х и 60-х годов. Сейчас такие тоже производят, но в основном специально для ретрокаров.

1937

Исторический момент – «запаска» переехала в багажник. Спрятать дополнительное колесо или колеса требовал, прежде всего, дизайн – вопросы аэродинамики тогда меньше волновали автопроизводителей. Заодно частично решилась проблема с частыми кражами запасных колес – ведь утащить шины, закрепленные на кузове, куда проще, чем вскрывать багажник.

1960

Мода на подобные стальные колеса была актуальна во всем мире. Объемный сверкающий колпак был не только у Skoda Octavia (на фото), но и у нашей легендарной 21-й «Волги», и у многих знаковых американских автомобилей той эпохи, например, у Cadillac De Ville. Железный занавес трендам не был преградой.

1981

На фото – актуальный по тем временам 13-дюймовый стальной диск с вентиляционными отверстиями. Скорости увеличивались, нагрузка на тормозные механизмы тоже. Без грамотно организованного притока воздуха уже нельзя было обходиться. Еще одна инновация – пластиковый колпачок ступицы.

1990

Для массовых автомобилей самой популярной оставалась 13-дюймовая размерность, однако конструкция диска совешенствовалась, вентиляционные отверстия становились больше. Тогда же зародилась мода на легкосплавные многоспицевые диски, хотя на заводах их ставили редко.

2019

За последние 30 лет колеса стали значительно больше – с появлением кроссоверов и массовых внедорожников никого уже не удивишь 18-, 19-, 20-дюймовыми дисками. Низкий профиль резины вошел в моду как по эстетическим причинам, так и потому, что такие колеса обеспечивают азартную управляемость.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В погоне за впечатлениями В погоне за впечатлениями

Сравнительный тест Renault Kaptur и Mitsubishi ASX

АвтоМир
Как построить бизнес на хобби? Как построить бизнес на хобби?

Разговор с CEO единого фитнес-абонемента FITMOST Александрой Герасимовой

Cosmopolitan
Можно ли построить станцию на астероиде: мнение ученых Можно ли построить станцию на астероиде: мнение ученых

Новая идея ученых звучит как сюжет научно-фантастического фильма

Популярная механика
Миру — «Мир»: факты о знаменитой космической станции Миру — «Мир»: факты о знаменитой космической станции

Cамые захватывающие события из жизни космической станции «Мир»

Популярная механика
Шанс Елены Север Шанс Елены Север

Встреча с певицей, телеведущей, актрисой, а с недавних пор еще и продюсером

StarHit
В каких ресторанах Нью-Йорка стоит греться между показами Недели моды В каких ресторанах Нью-Йорка стоит греться между показами Недели моды

Самые подходящие места для ужинов и вечеринок

Vogue
Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану» Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану»

Сенатор Казахстана об основных вызовах, стоящих перед Евразией и Казахстаном

Forbes
Маленькая тайна Маленькая тайна

Правильная реакция взрослого на ложь укрепляет доверие в семье

Добрые советы
Тина Паллада Тина Паллада

Тина Канделаки – о стиле, харассменте и телевидении

Cosmopolitan
12 артхаусных фильмов, которые можно смотреть нормальному человеку 12 артхаусных фильмов, которые можно смотреть нормальному человеку

Что делать, если приспичило приобщиться к высокому и не заснуть посреди фильма

Maxim
К разным берегам К разным берегам

У каждого курорта Мальдивских островов свои особенности

Robb Report
Камни преткновения: неприступные крепости войн за Средиземноморье Камни преткновения: неприступные крепости войн за Средиземноморье

В XV- XVII веках турецкая армия и флот провели осады сильно укрепленных городов

Популярная механика
Господин со связями Господин со связями

Чем же не угодил покупателям китайский кроссовер DFM AX7?

АвтоМир
Телесные колготки: носить или не носить? Телесные колготки: носить или не носить?

Телесные колготки - самый противоречивый предмет в современном женском гардеробе

Cosmopolitan
Алиса Фрейндлих. Очень личное Алиса Фрейндлих. Очень личное

Алиса Фрейндлих и ее исторический приход в БДТ

СНОБ
Долговая яма Долговая яма

Как получается, что некоторые не просчитывают свои возможности?

Psychologies
Своя в доску Своя в доску

«СтарХит» нашел первую любовь Анастасии Ивлеевой

StarHit
Бандаж революции Бандаж революции

Финансированию русской революции помогали... дамские корсеты

Дилетант
Российский дата-центр для Apple и Tencent Российский дата-центр для Apple и Tencent

Российский дата-центр для Apple и Tencent

Forbes
Уж я позабочусь! Уж я позабочусь!

Почему любовники иногда превращаются в родителей или надзирателей

Cosmopolitan
Евгений Додолев. «Машина времени». Пятьдесят лет пробега Евгений Додолев. «Машина времени». Пятьдесят лет пробега

О легендарной рок-команде группы «Машина времени»

Караван историй
Что сейчас происходит с карьерой Криштиану Роналду Что сейчас происходит с карьерой Криштиану Роналду

Вспоминаем, что произошло в жизни Криштиану Роналду за последний год

GQ
Чего не нужно ждать от психолога? Чего не нужно ждать от психолога?

Почему психотерапия помогает не всем

Psychologies
Остеохондроз Остеохондроз

Невролог-эпилептолог Никита Жуков об остеохондрозе

Maxim
21 февраля прошел самый масштабный Всероссий конкурс красоты 21 февраля прошел самый масштабный Всероссий конкурс красоты

Самый уникальный конкурс красоты!

Cosmopolitan
Карен Хачанов: «Моя главная цель – быть лучшим и быть первым» Карен Хачанов: «Моя главная цель – быть лучшим и быть первым»

Карен Хачанов – о своем стиле, победах, поражениях, жене, детях и планах

GQ
Из рядовых сотрудников в предприниматели Из рядовых сотрудников в предприниматели

Готовы ли компании к цифровой трансформации

Forbes
Новый «Титаник» отправится в плавание через три года Новый «Титаник» отправится в плавание через три года

На создание копии Титаника потребовалось больше 10 лет и $500 млн

Forbes
Интервью с девушкой, продающей свои фото. Сколько это стоит, и кто покупает? Интервью с девушкой, продающей свои фото. Сколько это стоит, и кто покупает?

Почему продажа фото всё еще актуальна, и кто готов платить за нескромные селфи

Playboy
Как вступить в свободные отношения и не натворить глупостей (ты же этого хочешь) Как вступить в свободные отношения и не натворить глупостей (ты же этого хочешь)

Рассказываем по порядку об открытых отношениях

Playboy
Открыть в приложении