Время единорогов. Как в Рунете создается бизнес стоимостью $1 млрд
Интернет-игроки начали открывать классические торговые точки, также происходит слияние онлайн- и офлайн-компаний. Игроки реального сектора экономики в свою очередь продолжают наращивать присутствие в интернете
Российские интернет-компании не только разрастаются в крупные экосистемы, состоящие из множества сервисов с разными целевыми аудиториями и бизнес-моделями, но и еще они все чаще стремятся за пределы глобальной сети, чтобы побороться за деньги потребителей с офлайн-конкурентами. «Интернет-игроки перешли от слов к делу и начали открывать классические торговые точки, также происходит слияние онлайн- и офлайн-компаний», — рассказывает партнер RB Partners Арсений Даббах.
К примеру, крупнейший онлайн-ретейлер одежды и обуви в России Wildberries за 2018 год увеличил число пунктов самовывоза с 1800 до 2799, а также начал строительство распределительного центра в Подмосковье площадью 145 000 кв. м и объявил о скором появлении аналогичного склада на 20 га в Екатеринбурге. Конкурирующая интернет-компания Lamoda анонсировала в декабре 2018 года открытие магазина Lamoda Market площадью 1000 кв. м в столичном ТЦ «Атриум» — оно должно состояться уже в первом квартале этого года. Ozon Group запустила две офлайн-аптеки, а интернет-дискаунтер электроники и бытовой техники «Ситилинк» увеличил свою розничную сеть до 80 магазинов и 470 пунктов выдачи более чем в 330 городах России.
Игроки реального сектора экономики в свою очередь продолжают наращивать присутствие в интернете. Как заметил партнер Data Insight Федор Вирин, уже сейчас в число интернет-компаний можно смело включить «Аэрофлот» и РЖД, так как они продают в онлайне больше половины всех билетов. По мнению партнера McKinsey & Company Андрея Блинова, интернет-бизнес в России достиг следующей фазы развития, когда ведущую роль играют не отдельные сервисы, а цифровые экосистемы. Лидерами в их строительстве являются технологические компании, однако игроки традиционной экономики, прежде всего банки и телекомы, также делают шаги в этом направлении. В 2018 году на пути к превращению в цифровую экосистему значительно продвинулась компания МТС, которая приобрела билетных операторов Ticketland.ru и «Пономиналу»: за 100% в первом телеком-оператор отдал 3,25 млрд рублей, а сделка по покупке 78,2% во втором прошла по оценке 495 млн рублей. Кроме того, по примеру «Мегафона» компания обзавелась своей киберспортивной командой, выкупив клуб Gambit Esports, участвующий в соревнованиях