Право
Классовая принадлежность
Самых разных видов транспорта в мире все больше, и порой владельцы начинают путаться, что где положено регистрировать, а что никуда предъявлять не надо. Между тем, есть простой способ определиться
Развитие технологий и рыночная конъюнктура выводят на наши дороги все большее количество всевозможного транспорта. Причем его предназначение давно вышло за пределы решения банальной задачи – доставить людей или груз из пункта «А» в пункт «Б». На колесах проводят досуг, получают острые ощущения, решают специфические задачи. Между тем, даже производитель не всегда может четко определить, к какой категории можно отнести то или иное изделие. Что уж говорить про потребителей, которые и подавно не понимают, что с ним можно делать, а что нет.
Наиболее распространенный вопрос: нужно ли регистрировать только что приобретенное средство передвижения? Ответ на него находим в правительственном постановлении № 938, подписанном аж в 1994 году. В действующей редакции документ определяет, что государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт и прицепы к ним.
Таким образом, если рабочий объем двигателя не дотягивает до 50 «кубиков» либо мощность электромотора – до 4 кВт, постановка на учет не требуется. В качестве примера такого транспортного средства можно привести мопед или, как их теперь принято называть, скутер. Сюда же относятся и легкие квадрициклы (прижившийся в народе термин «квадрОцикл» неверен), рассматриваемые большинством скорее как игрушка, чем транспортное средство.
Регистрацию гражданской техники сегодня осуществляют два органа: Госавтоинспекция и Гостехнадзор (полное название – орган государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники). Первая регистрирует все, что предназначено для движения по дорогам общего пользования, второй – самоходную технику, работающую вне дорог. Сюда относятся и тракторы, и всевозможные автопогрузчики, штабелеры и прочие.
Кстати, полноценные квадрициклы, на которых так любят гонять по полям и весям обеспеченные дачники и жители коттеджных поселков, формально тоже относятся к самоходным машинам, а потому регистрируются в Гостехнадзоре. Разумеется, при условии, что имеют необходимую кубатуру двигателя. То же касается и снегоходов, ну и прочих «-ходов», чья стихия – бескрайние просторы нашей страны, не сильно обремененной дорогами.
Предназначение транспортного средства определяет производитель, о чем пишет в соответствующей документации. Однако, по большому счету, владельцам транспортных средств на этот счет можно голову не ломать, так как ответ на вопрос, нужно ли регистрировать технику, и если нужно, то где, дает сопровождающий документ.
Если при приобретении транспортного средства вам выдали паспорт транспортного средства, свои стопы необходимо направлять в ГИБДД, а если паспорт самоходной машины – в Гостехнадзор. Если же ни тот, ни другой документ не выдавался, то регистрации машина не подлежит.
Есть еще одна категория транспорта, которая имеет вполне себе «взрослые» характеристики, но регистрации, тем не менее, не подлежит. Речь идет о транспортных средствах, предназначенных для спортивных соревнований или активного досуга. Сюда можно отнести кроссовые мотоциклы, багги, раллийные автомобили, а также болиды всевозможных спортивных классификаций и «формул». Выезд на дороги общего пользования им запрещен, поэтому они могут не иметь, например, светотехники или других привычных владельцу гражданского мотоцикла или автомобиля элементов (зеркал заднего вида, дуг безопасности и прочего).
Такой транспорт относится к спортинвентарю, а потому ни в ГИБДД, ни в Гостехнадзоре на учет не ставится. Его регистрацию могут осуществлять лишь спортивные федерации, и то при условии, что владелец в них состоит. Если же гражданин купил такое транспортное средство на потеху исключительно себе, то вполне можно обойтись и без этой процедуры.
Опять же, вывод о том, регистрировать или нет, мы делаем по наличию или отсутствию паспорта. Спортивная техника его не имеет, а потому о государственной регистрации речи быть не может.
На общих основаниях
Несмотря на то, что внедорожная техника задумывалась производителем для движения вне дорог общего пользования, жесткого запрета выезда на асфальт в законодательстве нет. Тракторы и прочая сельхозтехника уверенно рассекает по дорогам, да и владельцы квадрициклов далеко не все время проводят в покатушках по пересеченной местности. Надзор за соблюдением закона, в частности, регистрацией, наличием удостоверения тракториста-машиниста (так называют права на самоходную технику), соблюдением правил движения осуществляют инспекторы Гостехнадзора. Хотя эта служба не настолько распространена, как дорожная полиция, целевые рейды по выявлению правонарушений проводятся регулярно. Но как только самоходная техника оказывается на дороге общего пользования, она и ее водители попадают под юрисдикцию ГИБДД. Инспектор дорожно-патрульной службы вправе проверить все документы, убедиться в том, что транспортное средство зарегистрировано и исправно. Если водитель окажется нетрезв, то поступят с ним точно так же, как и с обычным, – проведут медосвидетельствование и передадут материалы в суд, который лишит права управления и вдобавок оштрафует.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl