И детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только во время каникул

АвтоМирАвто

Ходить в школу опасно

В России настало время весенних школьных каникул. В течение этого периода юные пешеходы нередко выбегают на дорогу в самых неожиданных местах. Однако, как выяснил «Автомир», и детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только в такое «горячее» время

Тимофей Исаев

Основная мировая тенденция в области улучшения безопасности предусматривает запрет на сквозное движение автомобилей около школ. Причем не всегда для этого требуется менять конфигурацию улицы: достаточно два раза в день перекрывать проезд – утром и вечером, когда дети идут в школу и возвращаются с уроков. Вот только готова ли этим заниматься ГИБДД?

Выражение «ходить в школу» прочно вошло в русский язык. Хотя современные реалии таковы, что дети в школу не только ходят, но и ездят – в том числе на автомобиле родителей. Не в последнюю очередь потому, что пеший путь в учебное заведение некомфортен для самих учеников. Насколько? Разобраться в этом решили московские активисты Алексей Радченко и Даниил Горохов, которые провели самостоятельное исследование безопасности дороги в школу. Для этого они при поддержке неравнодушных граждан разработали специальную анкету для московских школьников младших и средних классов. В ней у учеников спрашивали с кем они ходят в школу, насколько легко им идти на уроки, как ведут себя водители и т.д. Какого-либо акцента именно на дорожно-транспортной составляющей специально не делалось. Во многом опрос представлял собой адаптированный вариант англоязычной анкеты, созданный для изучения так называемого «индекса пешеходности» (walkability index). Всего активистам удалось собрать более 2000 индивидуальных анкет в школах ЗАО и ЮЗАО Москвы.

Что удалось выяснить

Как оказалось, большинство детей не считает путь в школу безопасным. И это – в благополучной Москве! Главной проблемой оказалась именно дорожная безопасность, а не другие факторы – скажем, хулиганы, агрессивные собаки или подозрительные взрослые (эти страхи также учитывались в анкете). К примеру, 16% опрошенных учеников отмечали, что им сложно перейти дорогу потому, что «машины едут слишком быстро». Еще 12% жаловались, что им не хватает пешеходного перехода, островка безопасности на зебре или «лежачего полицейского». Проблемы со светофорами отметили 7% детей – например, их отсутствие в нужном месте или слишком короткую зеленую фазу для пешеходов. А еще 4% пожаловались, что едущие машины не видно из-за плохого обзора. В другом вопросе, посвященном поведению автомобилистов, 17% учеников посетовали, что водители зачастую не смотрят по сторонам во время движения, а еще 13% жаловались, что автомобилисты не пропускают их на зебре или не ждут, пока они перейдут дорогу.

Интересно, что самостоятельно в школу, согласно опросу, ходит 37% учеников. Примерно столько же опрошенных (34%) водят в школу родители, родственники или няня, а еще 17% детей в школу отвозят на машине. Таким образом, даже те дети, кого на занятия отводят «за ручку», как правило, считают свой путь небезопасным именно из-за несовершенной инфраструктуры и поведения водителей. А это порождает интересный «замкнутый круг»: чтобы добраться в сохранности, юные москвичи просят родителей отвезти их в школу на машине! То есть мы все больше начинаем походить на героев одного видеоролика, в котором перед одной из американских школ выстраивается длинная пробка. Да чего уж там, в отдельных районах Москвы такая ситуация уже стала реальностью! Хотя в развитых странах мира (например, в Германии, Швейцарии и Франции) врачи активно призывают создавать условия для того, чтобы дети ходили в школу пешком. По их словам, это помогает в борьбе с ожирением, положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка и способствует развитию у него самостоятельности.

Пешеходные переходы, ограничения скорости и «лежачие полицейские» худо-бедно встречаются у московских школ. С островками безопасности и светофорами все гораздо хуже

Суровая реальность

На этом исследование можно было бы закончить, но авторы решили совместить полученные результаты с картой ДТП, основанной на данных ГИБДД за 2015-2018 гг. и открытыми данными портала data.mos.ru. Результаты повергают в шок! В Москве сейчас 640 учебных заведений, на зону пятиминутной пешей доступности от которых приходится почти 2000 ДТП с пострадавшими пешеходами (всех возрастов). Если посмотреть отношение аварий к количеству школ, окажется, что лишь 23% школ можно считать безопасными (там почти не происходит ДТП), на половину школ приходится по 1-2 пострадавшему за год, а еще 31% школ находится в зоне высокого риска – ранение и смерть из-за ДТП там – обычное дело! Собственно, данные официальной статистики ГИБДД это подтверждают: за один месяц в столице в результате аварий травмы получают более 70 детей и подростков!

«Несмотря на то, что общий уровень аварийности снижается, пешеходов на российских дорогах гибнет все больше, в том числе – детей, – поясняет автор исследования, общественный активист Алексей Радченко. – Безопасности возле школ у нас официально уделяется очень много внимания. Но нужно было проверить, насколько эти меры работают. И, как оказалось, меры, предпринятые за последние 3 года, оказались неэффективными», – замечает он.

Интересно, что в Москве каждая школа имеет паспорт дорожной безопасности. Однако в нем упор делается на уроки ПДД и другие пропагандистские мероприятия. Как мы видим из статистики, такие меры имеют слабый эффект. И хотя школьники разбираются в ПДД, на дорожную безопасность они жалуются стабильно. А вот о действительно важных мерах – установке светофоров и островков безопасности, перепрофилировании улиц и применении мер по успокоению трафика – в подобных документах не сказано ни слова. По словам Радченко, это показывает, что сейчас в сфере дорожной безопасности мы движемся в противоположном направлении от общемировых тенденций. «Улицы вокруг школ становятся более скоростными. Особенно это касается новых микрорайонов, где рядом со школой может оказаться трехполосная дорога с ограничением 80 км/ч», – замечает активист.

Выводы делать будем?

Проведенное исследование обнажает типичную ситуацию: даже в столице не создана достойная дорожно-пешеходная инфраструктура, гарантирующая безопасный путь до школы. А ГИБДД, как правило, ограничивается лишь пропагандой и профилактикой. И это мы еще не говорим о других регионах, где ситуация зачастую еще хуже. Конечно, такие меры требуют незамедлительного вмешательства органов власти. Ведь именно они, а не волонтеры, должны заниматься безопасностью на дорогах.

Ну, а нам, простым автомобилистам, остается лишь быть максимально внимательными возле школ, снижать скорость и всегда пропускать юных пешеходов на зебре. И не удивляться, если с учетом действующей сейчас административно-бюрократической практики, в ПДД помимо знака «Дети» появится еще один – «Осторожно! Водители!».

Фото: Alinute, Rafail/Fotolia.com, Т. Исаев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мне нужны дети, а не квартира Мне нужны дети, а не квартира

Как формализм опеки порождает нечеловеческие страдания

Русский репортер
Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны

Российское общество живет на две информационные повестки: официальную и свою

Forbes
Citroen C5 Aircross: Высокий блондин в черном ботинке Citroen C5 Aircross: Высокий блондин в черном ботинке

Продавать истинно французские автомобили в России всегда было сложно

АвтоМир
Неожиданный противник: танк «Клим Ворошилов» Неожиданный противник: танк «Клим Ворошилов»

В списки легендарных бронемашин можно смело записать модель «Клим Ворошилов»

Популярная механика
Мордашов купил долю в «Ленте» Мордашов купил долю в «Ленте»

Компания Алексея Мордашова «Севергрупп» завершила покупку 41,9% акций Lenta Ltd

Forbes
В стиле Фриды: 10 модных трендов, которые предсказала Кало В стиле Фриды: 10 модных трендов, которые предсказала Кало

Фрида Кало попала не только в историю живописи

Cosmopolitan
Город Город

Более века Лазурный Берег неразрывно связан с понятием «дольче вита»

Esquire
«Похудели до смерти»: знаменитости, ушедшие из жизни в борьбе за красоту «Похудели до смерти»: знаменитости, ушедшие из жизни в борьбе за красоту

Эти знаменитости могли бы жить и жить

Cosmopolitan
7 моментов во второй серии «Игры престолов», которые ты скорее всего пропустил 7 моментов во второй серии «Игры престолов», которые ты скорее всего пропустил

Валар моргулис, маленькие любители спойлеров и фанатских теорий!

Maxim
Отцовский капитал. Сколько многодетных родителей в списке Forbes Отцовский капитал. Сколько многодетных родителей в списке Forbes

Кто из рейтинга 200 богатейших бизнесменов России обзавелся большой семьей?

Forbes
Голод Голод

Деятельный ресторатор о гастрономических привычках в румынских деревнях

Esquire
Изобретения под запретом: как режим санкций ведет к дефициту технологий Изобретения под запретом: как режим санкций ведет к дефициту технологий

Санкции против России отразились и на сфере патентных отношений

Forbes
Как передать счастье по наследству Как передать счастье по наследству

«Материнство требует жертв» — постулат, который мало кто решится оспорить

Psychologies
Большие маленькие открытия Большие маленькие открытия

Внедорожники стали семиместными, что привело к появлению Land Rover Discovery

4x4 Club
Хранить нельзя выбросить Хранить нельзя выбросить

Что делать, если после генеральной уборки квартира опять наполняется хламом

Cosmopolitan
Подушка-невидимка: зачем Банку России 390 тонн наличной валюты Подушка-невидимка: зачем Банку России 390 тонн наличной валюты

Банк России активно готовится к возможным санкциям

Forbes
Тест и обзор фитнес-браслета Canyon CNS-SB41BR: для здоровья и спорта Тест и обзор фитнес-браслета Canyon CNS-SB41BR: для здоровья и спорта

Новая модель фитнес-браслета Canyon CNS-SB41BR

CHIP
Смертельное ожирение: истории людей, сбросивших сотни килограммов Смертельное ожирение: истории людей, сбросивших сотни килограммов

Рассказываем, как разные люди с экстремальным весом ведут борьбу за жизнь

Cosmopolitan
26 лучших фильмов по комиксам без участия Marvel и DC: от «Олдбоя» до «Хеллбоя» 26 лучших фильмов по комиксам без участия Marvel и DC: от «Олдбоя» до «Хеллбоя»

Что смотреть, если Мстители и Бэтмен с Суперменом уже достали

Playboy
Кето наших надежд Кето наших надежд

В чем феномен кетогенной диеты, насколько она эффективна и может ли быть опасной

Grazia
Как похудеть, не садясь на диету: 7 проверенных способов Как похудеть, не садясь на диету: 7 проверенных способов

Чтобы сбросить вес, не обязательно ограничивать себя в еде

Playboy
«Это мошенническая схема». Кто ответит за плохую нефть в «Дружбе» «Это мошенническая схема». Кто ответит за плохую нефть в «Дружбе»

Грязную нефть в нефтепровод «Дружба» залили умышленно

Forbes
Как Центробанк два года боролся за арест экс-владельца «Югры» Алексея Хотина Как Центробанк два года боролся за арест экс-владельца «Югры» Алексея Хотина

Бывший бенефициар банка Алексей Хотин отправлен под домашний арест

Forbes
Гордость и предубеждение Гордость и предубеждение

Дженнифер Лопес не хочет верить, что жених начал изменять ей еще до свадьбы

StarHit
Свидетели Зеленского Свидетели Зеленского

Почему Майдан — это происки Голливуда

Русский репортер
Как одеваются женщины ООН: всемирный подиум правозащитников, звезд и журналистов Как одеваются женщины ООН: всемирный подиум правозащитников, звезд и журналистов

Знали ли вы, что в ООН периодически проходят модные показы?

Cosmopolitan
Галина Юзефович — о «Властелине колец», Викторе Пелевине и о том, как полюбить Пушкина Галина Юзефович — о «Властелине колец», Викторе Пелевине и о том, как полюбить Пушкина

Галина Юзефович рассказывает о литературе, которая определила ее жизнь

Esquire
Не до смеха: 70 лет назад появился КВН-49 Не до смеха: 70 лет назад появился КВН-49

Через три года после окончания войны в СССР началось регулярное телевещание

Популярная механика
Лучший круг Лучший круг

С возрастом все сложнее поддерживать дружеские отношения

Добрые советы
Бег как перформанс: команда PUMA покорила полумарафон в Лиссабоне Бег как перформанс: команда PUMA покорила полумарафон в Лиссабоне

Жизнь может стать перформансом, если ты разнообразишь ее спортом и развлечениями

Cosmopolitan
Открыть в приложении