Признаки лжи: как выявить обманщика по речи и поведению
Жизнь в обществе научила человека искажать реальность в собственных интересах. Проще говоря, мы привыкли привирать, чтобы представить события в более выгодном свете. Психологическая наука, в свою очередь, изучила признаки, выдающие это искажение. Психолог Светлана Симоненко рассказывает, на что следует обращать внимание, чтобы не стать жертвой обмана.
«Все врут», — уверен главный герой популярного сериала «Доктор Хаус». Как ни печально, в этом есть доля правды — обман действительно сопровождает всю нашу социальную, а часто и личную жизнь. Столкнувшись с ним однажды, мы начинаем подсознательно ожидать повторения этого в будущем. Боимся, что нас обманет бизнес-партнер, близкий человек, сотрудник или руководитель.
При особенно важном для нас общении проводим «тестирование» поступающей информации. Обычно это происходит неосознанно и почти всегда — бессистемно. От этого результат может оказаться обратным: либо включается неоправданная мнительность, либо срабатывает принцип «я сам обманываться рад», когда ради успокоения психики пропускается заведомо ложная информация.
Но есть и хорошая новость: ложь поддается распознаванию. Это связано с тем, что она не присуща человеческой природе как таковой. Ребенок не рождается с умением врать, он перенимает этот навык у взрослых.
В социальном мире ложь связана со стремлением избежать наказания или получить преимущество. Но при этом у лжеца возникает внутренний конфликт между осознаваемой реальностью и тем искажением, которое он транслирует вовне. Этот конфликт, в свою очередь, проявляется в определенных поведенческих признаках, которые в психологии называются «экспрессивным поведением». Вот они-то и служат индикаторами вероятной лжи.
Один из главных признаков дисгармонии, возникающей у лжеца, — неконгруэнтность, рассогласованность между информацией, которую человек передает по различным каналам. Всего этих каналов два: вербальный (речевой) и невербальный (телесный). Самая распространенная форма неконгруэнтности — когда «язык тела» противоречит содержанию речи. Это связано с тем, что наша культура, образовательные и воспитательные методики окрашены «левополушарно»: первоочередное внимание в них уделяется развитию речи, логике и анализу. За них преимущественно отвечает левое полушарие головного мозга.
Мы с детства приучаемся управлять речью. Естественно, когда врем, в первую очередь автоматически берем под контроль именно этот канал, стараясь уследить за правдоподобием и последовательностью своей версии событий. При этом тело продолжает жить собственной жизнью, непроизвольно разоблачая нас.
С подобными результатами сталкивалось абсолютное большинство: кто-то вспомнит печальное лицо коллеги, поздравлявшего его с повышением, а кто-то — как собеседник, соглашаясь на словах, едва заметно отрицательно качал головой.