Появятся ли в обозримом будущем на общественных дорогах беспилотные автомобили?

АвтоМирАвто

Техника

Глаз да глаз

Появятся ли в обозримом будущем на общественных дорогах беспилотные автомобили? Специалисты отвечают на этот вопрос по-разному, но над соответствующими технологиями и системами работают практически все фирмы. Основательно углубилась в эту наукоемкую нишу и компания Subaru, причем своим уникальным образом

Выезжая с дублера на основную трассу, водитель бросает взгляд налево и, убедившись в отсутствии приближающегося транспорта, жмет на газ. Но человек в машине спереди в последнюю секунду засомневался и резко ударил по тормозам… Громкий хлопок, на асфальт сыплются осколки дорогого стекла и пластика. Сколько таких «попутных» аварий происходит ежедневно? В одной лишь столице – десятки. Да, как правило, последствия подобных контактов не приводят к угрожающим жизни травмам, так – ссадины, ушибы, нервотрепка. Скорости-то не очень большие. Но случаются ситуации, последствия которых гораздо серьезнее. Наезд на внезапно выбежавшего на дорогу ребенка или опрометчиво выехавшего на «зебру» велосипедиста – даже большой стаж не всегда помогает увернуться от столь внезапного «подарка» или затормозить.

Поэтому все большее распространение страхующих водителя систем, помогающих, пусть даже путем непосредственного вмешательства в процесс управления, предотвратить аварию или снизить тяжесть ее последствий, можно только приветствовать. Жаль, что далеко не все наши соотечественники охотно соглашаются с этим утверждением, продолжая застегивать ремень безопасности, протянув его за спинкой кресла. Но в тех странах, где человеческую жизнь действительно считают наивысшей ценностью, люди предпочитают не сопротивляться тому новому, что делает их передвижение в автомобиле более комфортным и безопасным. Тем более, что это новое реально работает. Специалисты японского института исследования дорожно-транспортных происшествий и анализа данных выяснили на примере выпущенных в период с 2010 по 2014 год 10 000 автомобилей Subaru, что количество несчастных случаев с участием моделей, оснащенных системой EyeSight, оказалось на 61% меньше, чем без таковой. Разница, как не трудно заметить, огромная.

Под ветровым стеклом три оптических датчика. Но лишь два крайних принадлежат системе EyeSight. Средний измеряет уровень освещенности, чтобы в автоматическом режиме переключать ближний и дальний свет фар
Кнопки функций мониторинга линий разметки и антиаварийного экстренного торможения находятся на потолке рядом с блоком освещения салона

Очная ставка

Приведенные выше цифры касаются местного японского рынка, где система дебютировала на модели Legacy Lancaster еще в 1999 году. Называлась она тогда Active Driving Assist (ADA) и могла лишь предупреждать водителя об опасном приближении к пешеходам и транспортным средствам с помощью звуковых и световых сигналов. Не густо. Но кто в ту пору предлагал покупателям что-то более дееспособное? Никто. Так что инженеров Subaru можно смело считать пионерами в этой области. Мало того, использованная тогда оптическая технология распознавания объектов и расчета расстояния до них с помощью стереокамеры является ключевой до сих пор. Впрочем, могло быть и иначе…

Центральный монитор показывает, что все системы наблюдения приведены в боевую готовность. Обзор еще не 360 градусов, но почти
Запеленговав препятствие при движении задним ходом, система способна полностью остановить автомобиль на скорости до 14 км/ч

В восьмидесятые годы прошлого века инженеры Subaru успешно применяли специальные видеокамеры для лабораторных исследований процессов сгорания топлива в двигателе, даже не помышляя, что их опыт может когда-нибудь пригодиться при создании систем активной безопасности автомобиля. В то же самое время другая команда работала над ассистентами экстренного торможения на основе лазерных датчиков. Предложение руководства попробовать на роль детекторов стереокамеры эти ребята восприняли весьма скептически, ибо были полностью уверены в их низкой эффективности. Однако серия тестов наглядно продемонстрировала, что оптические датчики пусть и дороже, но быстрее распознают объекты, к тому же смотрят гораздо шире лазерных сенсоров, что очень актуально при смене траектории движения. Казалось бы, все вопросы были сняты. Но когда речь зашла о внедрении системы EyeSight второго поколения, маркетологи оказались против этой перспективы из-за относительной дороговизны опции. Сомневался на этот счет и руководитель отдела продаж японского рынка Яцуки Ешинага, но после нескольких пробных поездок остался в полном восторге. После чего доработанная система пошла в серию и была тепло встречена покупателями.

При опасном cближении EyeSight сначала подает звуковой и визуальный сигналы, потом «прихватывает» тормоза, и если водитель не предпринял никаких действий, приложит все усилия, чтобы остановить машину
Прицел на машине спереди означает, что активный круиз-контроль держит ситуацию под контролем. Если стереокамера обнаружит, что автомобиль часто меняет траекторию движения в пределах полосы, система предложит водителю остановиться и отдохнуть, расценив его действия как усталость

От простого к сложному

В 2013 году в Европе была представлена система EyeSight третьего поколения. И нынешней весной прибыла к нам вместе с кроссовером Subaru XV. Устройство и принцип ее действия не изменились – фиксация объектов происходит посредством двух установленных параллельно видеокамер. Накладывая одно изображение на другое, встроенный процессор вычисляет расстояние до препятствия и дает команду исполнительным механизмам. Теперь это не только звуковые и визуальные предупредительные сигналы. Определив опасное сближение с другим автомобилем, велосипедистом или пешеходом, система активирует тормоза и может полностью остановить машину на скорости до 50 км/ч. В ее силах «придушить» и тягу мотора, если в непосредственной близости со стенкой или чужим бампером водитель опрометчиво нажал на газ. Кроме того, выдерживая заданную дистанцию, EyeSight 3 обеспечивает комфортную работу активного круиз-контроля и чутко следит за разметкой, готовясь при произвольном пересечении ограничительных линий, самостоятельно вернуть машину в полосу. И это лишь несколько ключевых ее функций. Остальные, чтобы не перегружать монотонным перечислением всех достоинств системы, мы предпочли указать в подписях к иллюстрациям.

Если машина спереди тронулась, отъехала на три метра, а водитель Subaru продолжает стоять на месте, он получит вот такую напоминалку. Отличная функция для тех, кто рулит, уткнувшись носом в мобильник
Разные загрязнения на стекле снижают эффективность работы видеокамер. Поэтому для очистки обзора японцы сделали специальный омыватель на левом «дворнике»
Диапазон задаваемой скорости активного круиз-контроля: 30–180 км/ч. Водитель также может регулировать комфортную дистанцию до следующей впереди машины

Кстати, в новом комплексе EyeSight нашлась работенка и для ультразвуковых датчиков. На них возложена обязанность мониторинга пространства за кормой автомобиля для контроля «мертвых зон» и предотвращения столкновений при движении задним ходом. В планах компании Subaru создание системы кругового мониторинга – 360-degree safety. Ее появление станет важным компонентом беспилотного автомобиля. Хотя уже сегодня в режиме активного круиз-контроля кроссовер Subaru XV способен ехать без помощи водителя. Но только десять секунд. Наверняка мог бы и больше, но законы не позволяют.

В одной лишь Японии к концу 2013 года было продано 150 000 автомобилей Subaru c cистемой EyeSight

Текст: Андрей Титов
Фото: Иван Баринов, Subaru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Под колпаком Под колпаком

В России планируют собирать информацию о водителях и их автомобилях

АвтоМир
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Гаджеты на колесах Гаджеты на колесах

Во сколько обходятся россиянам автомобильные инновации

Деньги
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
«Книголюб долго живёт» «Книголюб долго живёт»

Эпизод «давно минувших дней», который произошёл в начале 1990-х

Дилетант
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Открыть в приложении