Автоправо
Шиномандраж
Для того, чтобы оштрафовать вас за изношенные шины, сотрудникам ГИБДД не надо ждать принятия нового закона
Недавно СМИ дружно возбудились по поводу законопроекта, который Госдума 7-го созыва достала из-под сукна (туда его спрятали законодатели-предшественники почти два года назад). Им вводится ответственность за несезонное использование шин и езду на «лысых» колесах – примерно такого содержания были заголовки. Многие автомобилисты переполошились, а защитники их прав уже потирают руки в преддверии собственных PR-кампаний. На самом же деле законопроект немного о другом, но обстоятельно о нем мы поговорим тогда, когда из названия исчезнет слово «проект». Сейчас же несколько слов о том, на что никто из коллег почему-то не обратил внимания.
Дело в том, что санкции за нарушение правил использования колес и шин существуют с незапамятных времен. Их правовое основание – часть 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность за «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» эксплуатация транспортного средства запрещена». Именно в этом документе, в «Основных положениях», сформулированы требования к шинам. Наказывают не особо строго – предупреждение или штраф 500 рублей.
Так каковы же требования, за несоблюдение которых водителя имеют право оштрафовать? Пролистываем брошюру ПДД почти до самого конца и открываем раздел 5 «Перечня неисправностей и условий», при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, служащий приложением к упомянутым в законе «Основным положениям». В первом же подпункте приводятся требования к глубине рисунка протектора шин для тех случаев, когда на них отсутствуют индикаторы износа.
Стерся протектор? Инспектор выпишет штраф в 500 рублей
Так, на мотоцикле выезжать на дорогу нельзя, если высота протектора составляет 0,8 мм и меньше. На легковых автомобилях и небольших грузовиках типа «Газели» шины необходимо менять, если протектор стерся до высоты 1,6 мм, на других грузовиках – до 1 мм, а на автобусах – до 2 мм.
Отдельно оговаривается высота протектора для зимних шин, маркированных общепринятыми символами: изображением горной вершины или сочетанием букв «М+S», «M&S», «MS». В случае, если индикаторы износа изготовителем не предусмотрены, то критичной для таких покрышек считается остаточная высота 4 мм. Таким образом, новость о том, что законодатель только планирует наказание за использование «лысых» колес, на сенсацию уже не тянет.
Есть и требования о недопустимости эксплуатации автомобиля с поврежденной боковиной, если стали видны нити корда. Любителям экспериментировать с параметрами колес напомним, что нельзя ставить шины, размерность которых не соответствует рекомендованной заводом-изготовителем. «Основными положениями» установлены и запреты на эксплуатацию при таких комбинациях: «На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины». Эти требования призваны обеспечить минимальное отклонение коэффициентов сцепления разных колес с покрытием для того, чтобы поездка по скользкой дороге не привела к неожиданностям в виде внезапной потери управляемости в безобидной на первый взгляд ситуации.
Что касается ограничений по сезонности, то они прописаны в другом документе, который также устанавливает правила использования шин. Речь идет о Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который запрещает использование ошипованных шин в июне, июле и августе, а летних шин – в течение трех зимних месяцев. Несмотря на то, что этот регламент действует на территории нашей страны уже почти два года, пока что нарушение его требований ничем водителям не грозит. Именно за несоответствие техрегламенту депутаты и предлагают наказывать. Но, как мы договорились, об этом поговорим тогда, когда он будет принят Государственной Думой.
Проверки на дорогах
Несколько слов о порядке привлечения автовладельцев к ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ за несоблюдение требований, предъявляемых к шинам «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Полномочиями проверять и наказывать обладают сотрудники Госавтоинспекции, причем не только представители подразделений технического надзора, но и инспекторы дорожно-патрульной службы. Но делать это можно не где им вздумается, а только на стационарных постах. Проводить проверку инспекторы должны, разумеется, официально допущенным для этих целей оборудованием. Если сомневаетесь в полномочиях сотрудников или в исправности измерительных приборов, обратитесь к руководству соответствующего подразделения, благо теперь для этого достаточно оставить сообщение на официальном портале дорожной полиции в интернете (www.gibdd.ru).
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl