«Сырная долина» Подмосковья
Отраслевой агропарк сосредоточится на выпуске сыров
Подмосковный кластер «Сырная долина», в котором несколько резидентов будут производить почти 34 тыс. т сыра и сухой сыворотки, готовится к запуску первых проектов. Регион уже является одним из лидеров сырного сегмента, и новые предприятия позволят ему укрепить позиции. Но большие объемы готовой продукции требуют много молока-сырья, и его пока в Подмосковье не достаточно для обеспечения всех перерабатывающих мощностей — это один из основных рисков проекта.
Агропарк «Сырная долина», созданный с нуля, расположился в Дмитровском городском округе Московской области. На территории, которая ранее была пустырем, создали современную площадку с полностью готовой инфраструктурой — проведенными газом, водой, канализацией, электричеством и дорогами. Правительство Московской области инвестировало в площадку около 900 млн руб. Совокупная мощность будущего производства составит 19,4 тыс. т сыра и 14,3 тыс. т сухой сыворотки в год к 2022–2023 году. От деятельности «Сырной долины» Московская область рассчитывает получать до 0,5 млрд руб. налоговых отчислений ежегодно, заявлял губернатор региона Андрей Воробьев.
Резидентами кластера стали уже несколько компаний: «Экофарминг» (с проектной мощностью производства 500 т продукции в год), «Куршавальская сыроварня» (2,5 тыс. т/год, бренд «Куршавальские сыры»), «Савенсия Россия» (6 тыс. т/год, бренд Savencia Fromage&Dairy), «Звезда Подмосковья» (4,5 тыс. т сыров и 14,3 тыс. т сухой и сухой деминерализованной сыворотки в год) и «Сыровар» (5,4 тыс. т/год, бренд «Итальянские сырные традиции»). Последний планирует ввести свой завод в эксплуатацию уже в конце этого года. Сейчас на предприятии идут установочные работы технологического, стеллажного и емкостного оборудования для приемки молока, оборудуется котельная и холодильные залы. На территории агропарка будет построена собственная молочная лаборатория для контроля качества входящего сырья и готовой продукции заводов.
Сырный король
Кластер «Сырная долина» имеет большие перспективы — он способен закрепить за Московской областью звание лидера среди регионов России по выпуску сыров и увеличить ее долю в общем производстве по стране до примерно 25%, полагает руководитель проектов компании «НЭО Центр» Екатерина Михалева. Успешность идеи, по ее словам, заключается в больших возможностях региона оказывать поддержку производителям, а также в близости к крупным рынкам сбыта самой области и Москвы, что сокращает транспортные издержки.
Помимо предоставления резидентам полностью обеспеченных инженерными коммуникациями земельных участков, преимуществом также является планирование подготовки кадров, отмечает эксперт. Молочная лаборатория на территории кластера даст возможность лучше контролировать качество молока и готовой продукции, что позволит выпускать продукцию высшего качества, повышая тем самым конкурентоспособность предприятий. Плюсом для производителей также является возможность объединения и совместной работы, перечисляет Михалева. «„Сырная долина“ станет уникальной площадкой», — верит она.
«Создание сырного кластера в Подмосковье — правильная и своевременная идея, — комментирует гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов. — В агропарке будут подключены все коммуникации, построены очистные сооружения». С учетом ужесточения законодательства в сфере экологии последнее для отрасли крайне важно, акцентирует внимание он. Для современных предприятий затраты на очистные сооружения могут достигать 20–30% от общей стоимости проектов.
Главные плюсы «Сырного кластера» для производителей — это именно помощь региональных властей, а также медийная поддержка, говорит старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY Максим Никиточкин. Но более логичным, по его мнению, создание кластера смотрелось бы в профицитном по молоку регионе, например в ПФО, где и сырья достаточно, и цены на него ниже. «Впрочем, важно что-то действительно реализовывать, а не просто размышлять, что и где хорошо было бы построить», — дополняет эксперт.
Формат индустриального парка в России хорошо отработан, и теперь этот механизм успешно распространили на аграрные проекты. Изначальная концепция Московской области понятна и продуманна — наращивать производство молока и самостоятельно его перерабатывать, реализовывая уже продукцию с добавленной стоимостью, говорит управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев. Сыры — весьма молокоемкий продукт с хорошими перспективами на рынке. «Стоит отметить, что формально лидером по производству сыров регион стал уже в начале 2021 года, еще до запуска „Сырной долины“, опередив даже Алтайский край, — отмечает эксперт. — Но достигнуто это благодаря мощностям по плавленым сырам, а теперь речь идет о твердых и мягких».
«Сырная долина» может стать точкой роста как для небольших, так и для крупных производителей сыров, площадкой для обмена опытом и разработок инновационных продуктов, считает заместитель руководителя управления маркетинга компании «ЭкоНива-Продукты питания» Екатерина Дюрр. Для самой же «ЭкоНивы» участие в подобных кластерных проектах не представляет интереса, так как холдинг уже реализует проект по производству полутвердых и твердых сыров по принципу «от поля до прилавка» на собственном сыродельном заводе в селе Щучье Воронежской области.
Такие кластеры могут быть весьма интересными и полезными для некрупных производителей, соглашается гендиректор ГК «Кабош» (Псковская область) Дмитрий Матвеев. «Масштабным же производствам нужна большая отдельная площадка, те, кто перерабатывает по 200–300 т молока в день, предпочитают самостоятельно выбирать себе место, проводить коммуникации, строить предприятие и т. д., — рассуждает он. — Трудно даже представить, как будет, например, производиться ежедневная отгрузка и приемка молока для нескольких крупных проектов. Однако для небольших компаний оптимизация технологических процессов возможна и даже удобна». В целом же проект Матвеев оценивает позитивно.