Отдать нельзя выбросить
Какими темпами в России развивается фудшеринг
О фудшеринге — раздаче еды с истекающим сроком годности нуждающимся — в стране говорят уже не первый год. Такую возможность начали использовать еще в 2019-м, юридически оформляя процесс в виде договора пожертвования. Именно так начинал работать с заведениями торговли и общественного питания банк еды «Русь». Однако инициатива не приняла массовый характер, потому что добрая воля и гражданская сознательность бизнеса не подкреплялись финансовой выгодой, ведь безвозмездная раздача тоже считается реализацией, поэтому бизнес должен оплачивать НДС и налог на прибыль, которой нет . Это противоречие пробуют решить законодательно уже несколько лет , а пока фудшеринг пытается развиваться, обходя «острые углы».
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН, ежегодно в мире выбрасывается до 1,3 млрд т продуктов питания, это почти треть от общего объема их производства. В странах первого мира — это еще бо́льшая проблема, в совокупности в отходы там отправляется почти столько же продовольствия (222 млн т), сколько производит вся Африка к югу от Сахары (230 млн т).
Между тем в производство продуктов, упаковку, транспортировку и так далее вкладывается масса ресурсов, а их утилизация увеличивает так называемый углеродный след, то есть влияет на экологию, обращают внимание эксперты ООН. «Образование значительной доли пищевых отходов можно предотвратить: качественные, хорошие продукты должны быть направлены нуждающимся до того, как они станут непригодными для употребления, — комментирует вице-президент благотворительного фонда «Банк еды “Русь”» Анна Алиева-Хрусталева. — Фудшеринг (англ. Foodsharing, от food — «еда», sharе — «поделиться; совместно использовать». — Прим. ред.) несет двойную пользу: снижает объем пищевых отходов и уменьшает вред, наносимый природе, сберегает ресурсы, потраченные на производство пищи, дает возможность нуждающимся людям получить еду бесплатно».
Фудшеринг как тренд и как бизнес
Директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), д. э. н. Александр Чулок считает, что мир уже «дорос» до шеринг-экономики. По его мнению, экономика совместного пользования, которая позволяет соединять друг с другом различных экономических агентов (в первую очередь — спрос и предложение) в процессе потребления экономических благ — актуальный мировой тренд. Для современного человека использование становится более важным, чем владение. «Пользователи шеринг-сервисов зачастую могут позволить себе купить вещи, которые берут во временное пользование, но им это не нужно, они этого не хотят, они не готовы обременять себя вещами и связанными с их владением расходами, “нагружать” природу, предпочитают тратить ресурсы на чтото другое, быть экологически и этически более “дружелюбными”, — поясняет эксперт. — А зачастую — и экономными, так как модель шеринга при ее умном применении позволяет прилично сократить издержки и расширить возможности».
Помимо потребностей, сформировалась и инфраструктура, технически мир готов к шеринг-экономике, уверен Чулок. Ее мировые объемы, по самым скромным оценкам, могут составить до $1,5 трлн уже в ближайшие три-пять лет. Бурное развитие ИT-платформ дает возможность напрямую связывать пользователей, у которых есть спрос и предложение. Стал развиваться и фудшеринг, когда люди делятся друг с другом едой.
За рубежом такая практика существует уже давно. Основатель сервиса Eatmeapp.ru (сайт и приложение, которые помогают операторам общественного питания продавать нереализованную в течение дня еду с большими скидками) Рудольф Ан рассказывает, что в Европе около 15 млн людей пользуются фудшеринг-приложениями, а многие магазины отдают еду, у которой скоро закончится срок годности, совершенно бесплатно.
В России все предпосылки для активного внедрения фудшеринга тоже созрели, уверена Алиева-Хрусталева. По ее данным, объем пищевых отходов составляет в стране около 18 млн т в год. «Это колоссальный ущерб для экономики и экологии!» — отмечает она. В то же время, согласно информации Росстата, ниже границы бедности живут около 20 млн россиян. Зачастую они испытывают трудности с покупкой даже необходимого продовольствия: у 16 % населения на еду уходит почти весь заработок. Всего, по оценке экспертов ТИАР-Центра, 3,6 млн жителей страны смогут получать 50 % ежедневного рациона за счет фудшеринга.
При этом такая практика может приносить компаниям не только морально-нравственные дивиденды, но и вполне ощутимые финансовые результаты. Утилизация продуктов — довольно затратное мероприятие. Фудшеринг — это не благотворительность, а элемент экономики замкнутого цикла, акцентирует внимание представитель автономной некоммерческой организации «Национальный центр спасения еды и заботы об экологии “Фудшеринг” (Распределение продуктов)» (АНО «Фудшеринг»). Это способ рационально использовать уже произведенные продукты питания и предотвратить образование пищевых отходов.
Некоторые заведения общественного питания до того, как занялись фудшерингом, даже не представляли, сколько еды они выбрасывают, обращает внимание Рудольф Ан. Фудшеринг помог им наладить статистику используемых продуктов «на всем пути следования». Анна Алиева-Хрусталева приводит пример: «Крупное агропредприятие, протестировав агрофудшеринг в сотрудничестве с нами в 2022 году, оптимизировало свои бизнес-процессы, и в 2023-м им уже нечего было передавать в фонд — проблему нереализованных излишков успешно решили. Для нас это звучит как признание нашего вклада в развитие рационального ведения сельского хозяйства».
Камни преткновения
О внедрении фудшеринга в России говорят уже несколько лет, но ликвидировать барьеры, которые позволили бы этому направлению активно развиваться, пока не удалось. По данным опроса АНО «Фудшеринг», для крупного бизнеса в текущих условиях стоимость утилизации ниже затрат на организацию фудшеринга в 2–3,5 раза. Крупные компании, бесплатно передающие продукты фудшеринг-сервисам, вынуждены платить до 20 % стоимости товара в бюджет в виде НДС. Если эта еда направляется на утилизацию, такой обязанности не возникает.
«Если говорить простым языком, то текущая ситуация такая: когда у продукта заканчивается срок годности, мы его снимаем с полки и передаем на утилизацию, — комментирует представитель Х5 Group. — В таком случае мы не платим НДС, потому что товар не был продан, но оплачиваем сам процесс утилизации. Фудшеринг же позволяет нам “спасать” продукты за пару дней до окончания срока годности и направлять в полезное использование, например передавать людям. В таком случае мы как бизнес тоже не продаем товар, не зарабатываем на нем, но по текущему закону все равно уплачиваем НДС, и это выходит дороже, чем дождаться, когда товар станет просроченным, и отдать его на утилизацию».