У нас подкаст. Возможно, криминал: почему все кругом слушают и смотрят подкасты о маньяках, и когда это началось?
Шоу, видео, фильмы и книги, в которых авторы рассказывают о реально совершенных преступлениях и о том, как их расследовали, становятся все популярнее — в том числе в русскоязычном пространстве. На один только подкаст о маньяках «Дневники Лоры Палны» подписаны больше 70 тыс. человек. Вместе с энтузиастами трукрайма мы решили выяснить, с чем связано желание аудитории слушать и читать «про страшное» — и действительно ли эта мода возникла только сейчас?
«Настоящее чудовище с явными нарушениями»
Писательница Валя Назарова с детства любила рассказы о Шерлоке Холмсе. Увлечение историями о преступлениях приняло еще более серьезный оборот, когда в подростковом возрасте ей попал в руки учебник по криминальной патологоанатомии — тогда она поняла, что захватывающие расследования проводят и в реальной жизни, а талантливые сыщики и коварные убийцы существуют на самом деле. «Потом папа установил дома спутниковое телевидение, и я стала сутками смотреть канал Investigation Discovery, — рассказывает Валя. — Там я увидела первую трукрайм-документалку... Ну а дальше все раскручивалось по спирали».
Сейчас у Вали, по ее собственному признанию, книгами о преступлениях заполнено несколько шкафов («Но не все полки — только верхние, чтобы моя двухлетняя дочка случайно не дотянулась до тех учебников по судебной медицине, которые читала в детстве я, когда мама отворачивалась»). Она отучилась в Великобритании — получила диплом по креативному письму, издала два детективных романа на русском, один из которых — «Девушка с плеером» — был выпущен в восьми странах и экранизирован в Европе.
В 2017 году Назарова переехала на Кипр, а в 2019-м наконец сделала трукрайм одной из своих профессий — вместе с братом Тимом начала выпускать подкаст о реальных преступлениях «У холмов есть подкаст». «Летом я приехал к Вале в гости, и она без остановки рассказывала истории о маньяках и нахваливала Last Podcast on the Left (англоязычный подкаст продюсера Маркуса Спаркса и актера Генри Зебровски, в котором ведущие обсуждают "страшные" темы — от маньяков и сект до НЛО и призраков. — "Правила жизни"), — говорит Тим. — Я в шутку предложил сделать свой. У меня был опыт в продакшене и записи аудиокниг, поэтому показалось, что мы идеально дополняем друг друга. Валя как автор и рассказчик, а я — как ответственный за техническую часть». В итоге ролью «технаря» Тим ограничиваться не стал — сегодня они с Валей полноценные соведущие и не только обсуждают в эфире преступления, но и обмениваются шутками, подкалывают друг друга и иронизируют над окружающей действительностью. До 2022 года, пока Тим жил в Санкт-Петербурге, брат и сестра созванивались для записи подкаста по Facetime, но с прошлого года техническая часть упростилась — на Кипре теперь живут оба, а выпуски записывают в специально оборудованной домашней студии дома у Вали.
За «У холмов есть подкаст», который Назаровы позиционируют как «первый комедийный подкаст о настоящих преступлениях и маньяках на русском языке», следят почти 40 тыс. подписчиков на одной только «Яндекс Музыке» (помимо этого, подкаст выходит практически на всех доступных платформах — от Spotify до Podcast Addict). На канал «Холмов» в Telegram подписаны почти 14 тыс. человек, на его группу в VK — больше 18 тыс. Вокруг подкаста сформировалось целое фанатское сообщество, участников которого Валя и Тим ласково называют «холми». Поклонники не только слушают и обсуждают все выпуски (за четыре года их вышло больше двухсот), но и подписываются на платный эксклюзивный контент на Boosty и активно раскупают мерч — футболки, худи, шоперы и стикерпаки. «Наше комьюнити — это главная наше достижение. Мы с первого дня старались создать не просто шоу с односторонним общением, а именно сообщество по интересам», — говорит Тим Назаров.
Большое комьюнити сложилось вокруг еще одного популярного трукрайм-подкаста на русском. На «Дневники Лоры Палны», которые ведут журналисты Мария Погребняк и Дмитрий Лебедев, на «Яндекс Музыке» подписаны больше 76 тыс. человек, в VK — 41 тыс.
В отличие от «Холмов», которые выросли из страстного увлечения одной энтузиастки, «Дневники» были спланированным медиапроектом. «Идея возникла не у нас, а у Кристины Крыжановской, тогда еще продюсера [сервиса] SoundStream, — рассказывает Дмитрий Лебедев. — На тот момент я с ней уже сотрудничал по другим проектам, вместе мы сделали два документальных подкаста: "Летчицы" о женских авиаполках времен Великой Отечественной и "Норд-Ост" о теракте на Дубровке... А потом, в конце 2019 года, нас [с Машей] пригласили как двух ведущих разработать идею трукрайм-подкаста. Просто как потенциально успешный проект, в том числе и с коммерческой точки зрения». «Тогда ниша трукрайма в российском сегменте подкастинга была полупустой, — добавляет Мария Погребняк. — Мало проектов, мало конкуренции, мало разнообразия — и, как следствие, минимальный интерес рекламодателей. Кроме того, имела место некая табуированность такого контента: в массовом сознании трукрайм ассоциировался со второсортной чернухой. Мы понимали, что ситуация, вероятнее всего, поменяется, — и ориентировались в том числе на тренды западного рынка». Из продакшен-отдела SoundStream впоследствии выросла отдельная подкаст-студия «Терменвокс», где сегодня и записываются «Дневники», у которых с начала 2020 года вышло 138 выпусков.
По формату и способу подачи материала «Холмы» и «Дневники» похожи — там и там ведущие шутят, иногда на грани фола, подкалывают друг друга и обсуждают в том числе актуальную повестку (в той мере, в какой это позволяет российское законодательство). Но если подкаст брата и сестры Назаровых освещает самые разные темы — от тоталитарных сект до случаев кибербуллинга, — то Погребняк и Лебедев решили сфокусироваться на одной — отечественных и иностранных серийных убийцах. У них в портфолио — исчерпывающие выпуски как про «звезд» вроде Андрея Чикатило (о нем весной вышел спин-офф «Андрей Романович») и Теда Банди, так и про менее известных маньяков — скажем, из Индии или Индонезии или тех, что жили совсем давно. «Сложнее всего, по крайней мере поначалу, было абстрагироваться от описываемого ужаса, — признается Дмитрий Лебедев. — Лично меня всегда сильнее всего задевал контент, где страдают дети (как и многих других, но в моем случае еще играет роль то, что я многодетный отец). Больше всего по мне ударила история "серого человека" Альберта Фиша, маньяка, который орудовал в Нью-Йорке на рубеже XIX и XX веков. Настоящее чудовище с явными нарушениями, животной психопатией, эпизодами людоедства, насилия, членовредительства и мазохизма... В общем, полный набор мерзости. После этой истории я около недели испытывал проблемы со сном».