«Мы с уверенностью смотрим в завтрашний день»
Глава «АгроГарда» Павел Царев — о желании расширить земельный банк, управлении издержками и нюансах импортозамещения
В этом году компания «АгроГард» отмечает 20 лет со дня своего основания. За это время ее земельный банк вырос в три раза, география деятельности — с одного до пяти регионов. Благодаря применению современных технологий существенно увеличилась урожайность и продуктивность КРС. О том, что сдерживает более активный рост бизнеса, о наиболее актуальных проблемах и дальнейших планах компании «Агроинвестору» рассказал гендиректор «АгроГарда» Павел Царев.
В этом году «АгроГард» отмечает 20 лет, больше половины этого срока вы возглавляете компанию. Какие цели ставились перед бизнесом на этапе его создания? Удалось ли их достичь?
Поскольку мы всегда были рядом с «ФосАгро», в 2003 году компания создавалась в основном для того, чтобы понять, как функционирует сельскохозяйственный бизнес, для которого работает «ФосАгро»: как работают удобрения, насколько они нужны и важны. Изначально была цель создать опытную площадку для такой работы и потом посмотреть, куда дальше двигаться. В первые дватри года работы у нас было около 50 тыс. га в Краснодарском крае, это были разрозненные хозяйства, которые пришлось объединять, с достаточно слабым оснащением и производственной базой. Все было не очень хорошо, например, средняя урожайность пшеницы тогда составляла 30 ц/га. Для сравнения, в прошлом году мы получили в регионе 70 ц/га пшеницы и почти 80 ц/га ячменя. Это результат прошедших 20 лет работы.
Когда на первом этапе мы поняли, что этот бизнес может работать, в кризис 2008 года было принято решение о его увеличении, потому что эффект масштаба в агросекторе играет одну из самых важных ролей. Мы расширили земельный банк за счет предприятия Центрально-Черноземного региона. Были приобретены активы в Орловской, Липецкой, Тамбовской, Курской областях — в общей сложности около 100 тыс. га, так что в целом у нас сейчас более 156 тыс. га. Лидером все равно является Краснодарский край, но диверсификация бизнеса дает результат и позволяет нам нивелировать природно-климатические риски: при неурожае на Юге мы получаем хороший урожай в Центре, и наоборот.
Севооборот за это время как-то менялся?
У нас достаточно стабильный севооборот. Правда, когда мы пришли в ЦФО, у нас была сахарная свекла, но расположение сахарных заводов не позволило нам развивать это направление, так что мы постепенно перестали ее там выращивать, оставили только в Краснодарском крае. В целом же севооборот почти не меняется на протяжении 15 лет, хотя мы пробовали возделывать разные нишевые культуры, но не получили хорошего результата, так что не стали ими заниматься.
Вы упомянули о росте урожайности на Кубани — это результат увеличения внесения удобрений или в целом изменения технологии?
Это и современные технологии, и система питания, которую мы разрабатывали совместно с «ФосАгро». Мы давно проводим с ними эксперименты по питанию растений, поскольку «ФосАгро» регулярно увеличивает ассортиментную линейку, мы активно помогаем: пробуем что-то новое на своих предприятиях. По внесению удобрений мы находимся на уровне Европы. Ну и безусловно, сказывается использование современной широкозахватной техники — это все звенья одной цени. И мы видим, что соседние хозяйства делают примерно то же самое, вектор развития идет в этом направлении.
Какой период в развитии компании за эти 20 лет вы считаете самым сложным и почему?
Трудно говорить, что какие-то этапы проще или сложнее: в каждый момент времени приходится решать непростые задачи. Понятно, что на первом этапе все было сложно и в Краснодарском крае, и в ЦФО. Наверное, самыми тяжелыми были 2008–2011 годы — новые предприятия в Центре были глубоко убыточными, имели высокую долговую нагрузку и достаточно низкие производственные показатели, так что многое нужно было сделать, чтобы они стали самоокупаемыми. Это было непросто. Но проведенные реформы по созданию оптимальной системы централизованного управления позволили с 2012 года вывести холдинг на прибыльную деятельность, обеспечить устойчивую рентабельность и инвестиционную привлекательность бизнеса.
По какому принципу вы тогда выбирали активы для покупки?
Что было на рынке в тот момент — то и взяли. Большего не предлагалось, и сейчас не предлагается. У нас есть стратегия увеличения земельного банка, но ничего стоя́ щего нет, а мы смотрим на предприятия только в регионах своего присутствия. Там, где мы работаем, сейчас вообще ничего не продается. Мы считаем, что если бы нам удалось приобрести еще 100 тыс. га и довести земельный банк до 250 тыс. га — это было бы оптимально для развития агрохолдинга. Если больше — бизнес уже становится плохо управляемым.
Почему не хотите попробовать войти в другие регионы, расширить географию бизнеса?
У нас не хватит сил, в том числе управленческих. Кроме того, наш опыт работы показывает, что лучше всего развивать сельское хозяйство в Краснодарском крае и Центральном Черноземье: здесь оно было, есть и будет. Если сегодня вкладывать деньги в агросектор, то в этих регионах.
Нет ощущения, что сейчас на фоне кризиса появятся земли, которые можно купить, поскольку менее эффективные игроки могут начать активнее уходить из бизнеса?
Из крупных компаний, думаю, никто не уйдет. Понятно, что рентабельность будет меньше, но они останутся: сработает эффект масштаба. Хотя, возможно, от чего-то станут отказываться. Неизвестно, как дальше будет складываться себестоимость производства, но, считаю, малому и среднему бизнесу будет гораздо сложнее. В данном случае мы готовы прийти на помощь в той или иной степени: купить активы или взять их в аренду. Дело в том, что многие фермеры не получают от своих активов столько, сколько могли бы получать, просто сдавая их более крупному игроку. Такие активы могут появляться, и мы за этим внимательно следим.
Кадры — одна из самых больших проблем АПК
Что можете назвать главным достижением «АгроГарда» за прошедшие 20 лет?
Самым главным достижением считаю команду, которая была собрана, и принятие новых подходов к управлению. Сейчас у нас работают люди, которые в Краснодарском крае начинали 20 лет назад, в ЦФО — 15 лет назад. Фактически весь нынешний топ-менеджмент работает с момента основания «АгроГарда». Мы сумели создать компанию, которая сегодня является одним из основных игроков агрорынка, мы входим в число лидеров по площади земельного банка, в топ лучших компаний по использованию пахотных земель. Также отмечу наши подходы к экономике — мы одна из самых рентабельных компаний в сельском хозяйстве. У нас положительный имидж и репутация среди других сельхозпроизводителей, поставщиков, покупателей и прочих партнеров.
Раз уж речь зашла про команду — насколько остро у вас стоит кадровый вопрос? Вы сказали, что управленческих ресурсов не хватит для расширения в другие регионах, а как обстоят дела с рядовыми специалистами?
Это одна из самых больших проблем для всего АПК. У нас на предприятии средний возраст сотрудников — около 50 лет, и, к сожалению, мы пока не видим молодежи, которая придет им на смену. Если управленцев мы еще как-то можем найти, то линейный, средний, рабочий персонал — это самая большая проблема, и ее не так просто решить. Кадровый дефицит наблюдается не только среди специалистов с высшим образованием — агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, но и среди рабочих профессий: не хватает трактористов-машинистов, слесарей, водителей. Кроме того, в связи с развитием цифровизации, внедрением технологий точного земледелия и умного животноводства востребованными становятся специалисты в сфере биотехнологий, генетики и селекции. Особенно остро проблема нехватки этих кадров встанет в ближайшее время в связи с изменившимися условиями поставок семенного и биологического материала.
Мы стараемся создавать наиболее благоприятные условия для наших работников: повышаем уровень заработной платы, создали комплексную систему социальных гарантий и компенсаций, создаем условия для обучения и развития. Но отток кадров из сельской местности в первую очередь обусловлен недостаточно комфортными условиями жизни: низкий уровень развития жилищной и социальной инфраструктуры, недостаточно широкий спектр культурно-досуговых учреждений, предприятий бытовых услуг. Нужно в целом улучшать условия жизни на селе, чтобы они были привлекательны для молодых специалистов. Сейчас многое делается в этом направлении, реализуется много программ. Мы тоже думаем об этом, например, рассматриваем возможность создания каких-то деревень для молодежи в регионах нашего присутствия. Но понятно, что это должны быть новые форматы, на базе таунхаусов, с небольшими земельными наделами, чтобы было новое видение жизни на селе. Без создания социокультурной среды, отвечающей современным потребностям людей, в первую очередь молодежи, вряд ли получится коренным образом изменить ситуацию с кадровым дефицитом в АПК.
Чтобы привлечь специалиста в село, нужно ведь, чтобы в принципе было кого привлекать, то есть человек сначала должен выбрать и получить профильное образование. Как изначально сделать сельское хозяйство привлекательным для работы?
«ФосАгро» уже несколько лет развивает профильные классы и аудитории в университетах, мы примыкаем к ним и на базе их классов пытаемся войти в эти проекты со своими проблемами. Хотим работать с сельскохозяйственными институтами и академиями в регионах нашего присутствия, чтобы привлекать студентов по тем дисциплинам, которые нам нужны, может быть выплачивая дополнительные стипендии, в дальнейшем предоставлять жилье, если придут к нам работать. Но эта программа еще впереди, предварительные переговоры с учебными заведениями мы провели, дальше будем смотреть.