Корпорация Барби: как кукла за $3 положила начало многомиллиардной бизнес-империи
Премьера блокбастера с Марго Робби всколыхнула новый бум на легендарную куклу — о ее культурном значении снова спорят, только теперь через современную оптику. В 2000-х Барби вошла в цифровую эпоху и за эти годы из куклы превратилась в «источник вдохновения», считает операционный директор компании Ричард Диксон
В июне прошлого года в интернете завирусились пляжные фотографии звезд готовящегося к премьере фильма «Барби»: блондинки Марго Робби и Райана Гослинга. Актеры были в образах всеми любимой куклы и ее незадачливого бойфренда Кена, оба были одеты в неоновой расцветки спортивные костюмы а-ля 90-е и катались на ярко-желтых роликовых коньках.
Год спустя, накануне премьеры «Барби» 21 июля, фанаты могут примерить на себя точно такие же образы, которыми они так долго восторгались. Ролики Barbie x Impala за $190 ― лишь одна из более чем 100 коллабораций и партнерств, которые головная компания Mattel заключила, чтобы заработать на ожидании фильма Греты Гервиг ― чуть ли не главного кинособытия лета.
У Барби «начинается новая глава в эволюции бренда, который успел превратиться в идею», рассказывает Forbes президент и операционный директор Mattel Ричард Диксон, одетый в фирменную футболку. «Барби перешла из разряда кукол в категорию франшизы. Для нас возможность расширять и продвигать торговую марку затмевает собой любой отдельный продукт», ― подчеркивает он.
Поэтому, если создается впечатление, что мир в последнее время становится более и более розовым, ― все так и задумано. Сегодня можно найти все, от фирменных Барби-сандалий Crocs до ярко-розовых чемоданов BÉIS и зубных электрощеток Barbie x moon. Поклонники могут принимать душ с мылом Barbie x Truly, красить ногти лаком Barbie x OPI, надевать бюстгальтеры Barbie x MeUndies и наряжаться в одежду Gap X Barbie. Они также могут слушать оригинальный саундтрек фильма, куда входят новые хиты в исполнении Дуа Липы и Ники Минаж. А еще можно переночевать в самом настоящем доме мечты Airbnb в Малибу (например, там уже побывал певец Джон Ледженд с женой Крисси Тайген и детьми). И замороженный йогурт от Pinkberry тоже никто не отменял.
В фильме также сыграли Кейт Маккиннон, Исса Рэй и Хари Неф в роли других Барби, Симу Лю, Джон Сина и Кингсли Бен-Адир стали дополнительными Кенами, а Уилл Феррелл предстал в образе генерального директора Mattel. В первый уикенд кинолента принесла создателям $155 млн. Кроме того, сеть кинотеатров AMC объявила, что около 20 000 человек приобрели билеты на сдвоенные премьерные показы «Барби» и «Оппенгеймера» (драмы Кристофера Нолана об изобретении атомной бомбы).
Как для куклы, которая вот-вот достигнет пенсионного возраста (в следующем году Барби исполнится 65), она, кажется, останавливаться не собирается ― даже несмотря на долгую карьеру в амплуа модели, медсестры, балерины, военного медика, астронавта, палеонтолога, стоматолога, флориста, учителя йоги и президента Соединенных Штатов. В 2021-м неугомонная дилетантка обеспечила компании рекордную выручку в размере $1,7 млрд. Тогда же Барби назвали игрушкой №1 в мире. И все это было до барбимании текущего лета.
История Mattel началась в 1945 году, когда фирму основала Рут Хэндлер вместе с мужем Эллиотом и деловым партнером Мэттом Мэтсоном. Названием торговой марки стало сокращение имен обоих мужчин. Пока Эллиот занимался дизайном игрушки, Рут взяла на себя управление бизнесом. «В ней была дерзость, движущая сила всего бизнеса, ― поясняет Таня Ли Стоун, автор книги «Хорошая, плохая, Барби». ― Именно благодаря ей компания смогла переехать из гаража и начать арендовать офис».