Самый сок: как юрист и рекламщик выжали из сосны новый ингредиент для косметики
Москвичи Роман Варлов и Максим Жмырко в 2019 году узнали о полезных свойствах жидкости, которая образуется при переработке сосны, и решили наладить ее промышленный выпуск. На запуск производства в Прибайкальском районе Бурятии и проведение клинических исследований в Москве они потратили около 100 млн рублей, но уже в этом году проект, по планам, принесет 23 млн рублей выручки. В Natura Siberica, которая продает продукты с новым ингредиентом, ожидают трехкратного роста их продаж к 2025 году. О том, как вытяжка из сосны пробивала себе путь на рынок, на 95% занятый иностранным сырьем, — в материале Forbes.
От опушки леса в селе Турка, где расположился цех компании «Гринэкст», — 10 минут пешком до берега Байкала. Основатели бизнеса, Роман Варлов и Максим Жмырко, говорят, что здесь невероятные закаты — их надо встречать, сидя на крыше цеха и вдыхая сосновый аромат, который образуется при производстве вытяжки из древесины.
Предприниматели познакомились в 2014 году: их дети ходили в одну группу детского сада. Тогда же они начали дружить семьями. У Варлова был свой небольшой бизнес — он управлял рекламным агентством, Жмырко занимался юридической практикой.
Четыре года назад у них появилась идея для общего дела — производства водной вытяжки из ствола сосны, произрастающей в Сибири: ее называют золотой из-за цвета коры дерева (вид Pinus sylvestris var. Mongolica). По задумке предпринимателей, такой экстракт должен быть востребованным компонентом у производителей косметической, пищевой и фармацевтической продукции.
«У нас была гипотеза, что жидкость эта полезна, — рассказывает Forbes Роман Варлов. — Мы изучили рынок и поняли, что ничего подобного ни в России, ни в мире нет». О целебных свойствах хвойных пород дерева известно давно, на их основе производили косметику, соли для ванн еще в советские годы. «И сейчас в переработку идет кора и хвоя, но на стволы раньше никто не обращал внимания», — замечает Варлов.
Стволы — на вытяжку
В 2019 году Жмырко и Варлов создали компанию «Гринэкст» и целиком сосредоточились на новом бизнесе. «Любовь к дереву у меня с детства: в школе на УПК (Учебно-производственный комбинат — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку. — Forbes) я освоил профессию столяра», — вспоминает Жмырко. Поскольку он был занят еще и в семейном мебельном бизнесе, у него появились знакомые, связанные с деревообработкой. «Однажды товарищ рассказал мне, что в процессе сушки древесины образуется большое количество ценной жидкости, которую некуда девать — ее просто выливают», — вспоминает Жмырко. С того момента друзья загорелись идеей получения «сока золотой сосны».
Площадку для производства нашли в Бурятии, в селе Турка на красивом берегу Байкала. Их партнером стал ИП Баженов С. В., который выпускает пиломатериалы и занимается строительством домов. Владельцу фабрики идея понравилась: она позволяла внедрить безотходную технологию.
Древесину для любых нужд — изготовления бруса и пиломатериалов — всегда сушат. «По сути мы встроились в уже работающий процесс на предприятии, но пришлось с нуля создать свой участок», — замечает Жмырко. Нужного оборудования на рынке не было, и предприниматели привлекли технологов и инженеров для его разработки.
Процесс получения вытяжки, или сосновой «клеточной воды», выглядит так: древесина сушится в специальных камерах, при этом влага конденсируется и собирается в 10-тонные емкости. Сырье проходит более 10 операций (от очистки до стабилизации), весь цикл занимает 7-14 дней. Из 80 кубов дерева выходит около 17 т водной вытяжки, рассказывает Жмырко.