«Мастер и Маргарита»: писатель, его муза и его дьявол
В прокат вышел фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова
Михаилу Локшину и автору сценария Роману Кантору удалось обойти ловушку, в которую попали почти все авторы экранизаций «Мастера и Маргариты». Они не стали пересказывать роман слово в слово. В фильм вошли все самые запоминающиеся эпизоды, в том числе наиболее эффектный — бал Воланда, — но совсем не в той последовательности, в какой они изложены в романе. Создатели фильма сделали очевидный ход: вплели в экранизацию романа биографию его автора. Мы видим историю писателя, его любовницы и привидевшегося ему дьявола. Застаем его в момент, когда его пьесу запрещают к постановке и у него появляется время написать роман. И биография Михаила Булгакова тоже не пересказана буквально. На экране всего лишь интерпретируемые автором сценария отдельные биографические сюжетные линии. Это условная реальность, и даже антураж тридцатых годов передан приблизительно. В фильме не нужно искать историческую достоверность. В нем мы оказываемся в воображаемом мире, созданном усилиями Михаила Булгакова и сценаристов «Мастера и Маргариты».
Самый сильный аргумент в пользу того, чтобы погрузиться в этот мир на два с лишним часа, — исполнители главных ролей. Евгений Цыганов в свои сорок четыре неожиданно оказался фантастически похож на Михаила Булгакова, каким мы его знаем по фотопортретам. Сейчас он один из лучших российских актеров, который обладает и даром перевоплощения, и актерской харизмой. Но в этом случае налицо еще и удивительное внешнее сходство. Он идеальный актер для этой роли. В роли Маргариты — его жена Юлия Снигирь. Еще одно фантастическое совпадение. Зритель словно видит сразу три нанизанные друг на друга истории любви: Мастера и Маргариты, Михаила Булгакова и Елены Шиловской и вместе с тем Евгения Цыганова и Юлии Снигирь. Но даже если бы их не связывали личные отношения, после просмотра фильма трудно было бы представить в этих ролях других актеров.