На российском рынке шампиньонов наступил кризис перепроизводства

АгроинвесторБизнес

Грибное изобилие

На российском рынке шампиньонов наступил кризис перепроизводства

Арина Михайлова

Пять лет назад в стране разразился «грибной бум»: после введения продовольственного эмбарго в отрасли было запущено много новых проектов. По итогам 2021 года в стране будет произведено не менее 120 тыс. т грибов, при этом 115 тыс. т придется только на шампиньоны, урожай которых с 2017 года вырос более чем в 4,7 раза. Из-за насыщения рынка производители вынуждены распродавать продукцию почти по себестоимости, а маржинальность бизнеса упала. Эксперты видят выход в развитии экспорта и расширении ассортимента.

До 2014 года рынок культивируемых шампиньонов в России на 90 % был представлен импортом: преобладали европейские производители, , внутреннее производство не превышало 10 %. После введения эмбарго на ввоз продовольствия и девальвации рубля цена на гриб выросла почти в три раза, а потребление упало до 44 тыс. т уже к 2016 году. Но эти же факторы создали благоприятные условия для развития внутреннего производства: в секторе начался активный запуск новых проектов. 2018-й стал переломным для отрасли: благодаря выходу нескольких крупных предприятий на полную мощность отечественный рынок вырос сразу на 42 %, при этом импорт сократился в несколько раз. По сути, это был пик развития отрасли и один из самых ярких примеров успешного импортозамещения в АПК за всю историю. Теперь рынок насыщен собственной продукцией, а запуск целого ряда ярких и амбициозных инвестиционных проектов 4–5 лет назад сейчас стал даже проблемой для отрасли.

Взрывной рост стал ошибкой?

Согласно информации «Школы грибоводства», в 2020-м в стране было выращено около 100 тыс. т шампиньонов и 6,1 тыс. т вешенки. В 2021-м, по предварительной оценке, будет получено 120 тыс. т и 6,2 тыс. т соответственно. «Спрос на грибы держится исключительно за счет снижения стоимости: за последние три года шампиньоны подешевели со 162 до 128 руб./кг при себестоимости 100–110 руб./кг, — комментирует руководитель “Школы грибоводства” Александр Хренов. — Цены снизились — маржинальность бизнеса упала. А инвестиции в выращивание шампиньонов в настоящее время разумны лишь за Уралом, но и там быстрых сроков окупаемости ждать не стоит: в лучшем случае 7–8 лет с момента выхода предприятия на производственную мощность».

Инвестиционная привлекательность грибной отрасли резко уменьшилась за последние три года, акцентирует внимание гендиректор исследовательской компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. И в первую очередь это связано со значительным расширением отечественного производства благодаря введенным в эксплуатацию крупным новым проектам. Объем вложений в отрасль за последние пару лет значительно сократился, соглашается Хренов. Рост производства шел преимущественно за счет увеличения объемов крупными компаниями — «Грибная Радуга» и «Воронежский шампиньон», знает он. Впрочем, открытие новых предприятий тоже планируется. В 2022 году будут запущены грибные производства в Воронежской и Курской областях, Краснодарском крае, а также на Урале и в Западной Сибири. Реализация этих планов рискует увеличить урожай только шампиньонов до 130 тыс. т уже к концу этого года, что только усугубит ситуацию в отрасли, опасается эксперт.

Еще пять лет назад страна импортировала до 90 % от общего потребления грибов, а собственное производство было весьма скромным, вторит Хренову директор Плодоовощного союза Михаил Глушков. «После введения антисанкций, российский урожай в короткие сроки вырос в разы, соответствующе сократился импорт, и это стало стратегической ошибкой — мы получили перепроизводство, — констатирует он. — Странно, что тогда не возникло вопросов ни у профильных ведомств, ни у коммерческих кредиторов, когда согласование по льготным кредитам на открытие новых грибоводческих комплексов получали сотни компаний».

В условиях перенасыщения рынка логичное решение — развитие внешних поставок по примеру Голландии и Польши, считает Глушков. «Сейчас эти страны являются крупнейшими поставщиками грибов во многие страны, и наши грибоводы могли бы попытаться составить им конкуренцию на международном рынке: в условиях удорожания газа и энергоресурсов в Европе российская продукция может быть вполне конкурентоспособной», — верит он.

Еще один способ снять излишки грибов с внутреннего рынка — наладить их переработку. По словам Александра Хренова, существует множество вариантов грибной продукции — от фарша до икры, но российские производители шампиньонов только начинают ее осваивать. Самые же емкие сегменты переработки — заморозка и консервация — почти полностью заняты импортом. В 2020 году ввоз замороженных грибов составил 15 тыс. т, консервированных — 46 тыс. т, приводит цифры эксперт. «Заместить эти объемы при развитии переработки на грибоводческих комплексах нам вполне по силам, — уверен он. — Стоимость специализированных цехов по переработке (заморозка или консервация) варьируется от €2 млн до €10 млн в зависимости от производительности».

Потребление грибов в России сдерживает ограниченный список блюд, которые население умеет готовить из грибов, а также страхи относительно их «тяжести» и неполезности, продолжает Хренов. «Сначала нужно поменять культуру питания россиян, ввести в рацион грибы как продукт с высоким содержанием белка, — предлагает соучредитель “Тульской грибной компании” (производство компоста) Алексей Лысак. — Для этого необходима масштабная рекламная кампания, а она предусматривает солидные затраты со стороны производителей, которые стремятся сейчас экономить на всем. В условиях снижения покупательской способности люди стали значительно экономнее, но если отказаться от картофеля, моркови, лука даже при росте цен на них невозможно, то от грибов — без проблем». Европейские компании научились делать из грибов множество различных продуктов — от порошка до грибных бургеров и БАДов для вскармливания телят, но в России абсолютное большинство культивируемого гриба продается в свежем виде, обращает внимание он. Если отечественный грибной бизнес не займется активной политикой продвижения шампиньонов и вешенки (и тем более — экзотических грибов) в самое ближайшее время, то рассчитывать на выгодный сбыт будет вряд ли возможно, дополняет Тамара Решетникова.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
Пушки или масло Пушки или масло

Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии

Эксперт
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения

Простые тесты, которые помогут понять, насколько вы справляетесь со старением

ТехИнсайдер
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки

Почему недосып — это не просто усталость

Правила жизни
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
От «коробочек» — к нелинейной архитектуре От «коробочек» — к нелинейной архитектуре

Как может выглядеть архитектура XXI века?

Монокль
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку

Как превратить вашего динозавра в шустрого помощника для работы и учебы?

ТехИнсайдер
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении