Без импортных яиц
Птицеводы снизили зависимость от иностранного материала для инкубации до минимума
Российская птицеводческая отрасль не испытывает дефицита инкубационного яйца, утверждают эксперты. В сегменте бройлера и несушки крупные фабрики обеспечены за счет собственного производства практически полностью, а некоторые компании даже реализуют излишки фермерам и личным подсобным хозяйствам. Хотя для полной независимости от импорта необходимо выводить собственные кроссы птицы, обращают внимание участники рынка. Сектор индейки от зарубежных поставок инкубационного яйца все еще зависит, однако доля ввоза стабильно сокращается и, по прогнозам, в 2023 году снизится с 60 до 50 % общего объема потребления.
По данным Национального союза птицеводов (НСП), в 2023 году в Россию было поставлено более 400 млн шт. куриного инкубационного яйца, что на 34 % меньше, чем годом ранее. Снижение импорта не связано с какими-либо проблемами, объясняет гендиректор организации Сергей Лахтюхов. Наоборот, причина в том, что российские производители благодаря поддержке Минсельхоза в виде капексов на строительство племрепродукторов смогли расширить собственные родительские стада птицы. За последние два года было реализовано несколько крупных проектов по созданию репродукторов второго порядка, напоминает эксперт. В 2023-м будет достроен еще ряд таких предприятий, и тогда внутренний рынок будет почти полностью обеспечен своим производством в части инкубационного яйца бройлеров и кур-несушек. За счет роста отечественного производства доля ввоза сократилась по итогам прошлого года примерно до 10 %, в то время как еще в 2019-м этот показатель составлял почти 20 %. По данным Россельхознадзора, в стране выпускается порядка 4 млрд шт. инкубационных яиц.
Импортное яйцо Россия сейчас закупает в Венгрии, Словакии и Турции. «Системных проблем, не позволяющих обеспечить предприятия закупаемым за рубежом яйцом, нет, — подчеркивает Лахтюхов. — В случаях, когда устанавливаются те или иные ограничения на ввоз продукции из небезопасных по болезням птицы регионов, предприятиям удается быстро переориентироваться на альтернативных поставщиков — как российских, так и зарубежных».
Товарные птицеводческие предприятия не испытывают сложностей с обеспечением инкубационном яйцом финального гибрида ни по мясному, ни по яичному направлениям, подтверждает гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева. По оценке организации, на импорт инкубационного яйца мясных кроссов кур в Россию приходится 6–7 % общего потребления.
Впрочем, если топ-25 крупнейших птицеводческих компаний уже практически полностью обеспечен собственным инкубационным яйцом, то фабрикам с мощностью производства до 30 тыс. т экономически нецелесообразно создавать собственные репродукторы, акцентирует внимание Лахтюхов. Такие предприятия продолжат закупать инкубационное яйцо у зарубежных, а также российских поставщиков. Тем более что крупные игроки сектора не только обеспечивают себя своим материалом, но и реализуют его на свободном рынке.
Птицеводы проблем не отмечают
Риски работы птицеводческой отрасли, связанные с поставками зарубежного племенного материала, снижаются, комментирует исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. Каких-то сложностей, которые бы сейчас радикально ограничивали поставки инкубационного яйца, не наблюдается. Все крупные птицеводческие предприятия обеспечены отечественным материалом на 100 %, вторит эксперт остальным. «Более того, Россия уже является экспортером инкубационного яйца бройлера для промышленного стада, — добавляет он. — Правда, родителей и прародителей мы пока не вывозим, хотя к этому тоже могут быть предпосылки». По информации Бобылевой, российское инкубационное яйцо и суточные цыплята финального гибрида отгружаются в страны Евразийского союза: Киргизию, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, а также в Монголию. Причем поставок по яичному направлению больше, чем по мясному, дополняет она.
Производство инкубационного яйца в стране обычно развивается внутри компаний, выпускающих конечную продукцию, рассказывает Лахтюхов. Тем не менее на рынке успешно работают и предприятия, специализирующиеся именно на выпуске данного материала, например «Авиаген», «Башкирский бройлер» и некоторые другие.
Агрохолдинг «Белгранкорм» производит 170 млн инкубационного яйца в год, полностью обеспечивая собственные нужды и не закупая этот материал на стороне. Никаких проблем в компании с производством нет, утверждает представитель ее пресс-службы. В 2022 году на базе своего инкубационного яйца агрохолдинг выпустил 301 тыс. т мяса птицы
Совокупная потребность в инкубационном яйце группы «Продо», в состав которой входят четыре птицефабрики, расположенные в Калужской, Омской, Тюменской областях и Пермском крае, составляет порядка 117 млн шт. ежегодно. На каждом предприятии агрохолдинга есть собственное производство такого яйца. «Три предприятия — “Продо Птицефабрика Сибирская”, “Продо Птицефабрика Пермская” и “Продо Тюменский бройлер” полностью обеспечивают свои потребности самостоятельно, поэтому не закупают яйцо для инкубации ни на внутреннем рынке, ни за рубежом», — рассказывает представитель компании.
А вот самое крупное предприятие группы — «Продо Птицефабрика Калужская» — выпускает порядка 32–32,5 млн шт. инкубационного яйца в год при потребности в 37 млн шт. Остальной объем — 4,5–5 млн шт. — закупается у сторонних производителей, в частности у компании «Авиаген». Конечно, оптимальный вариант — полное обеспечение собственным инкубационным яйцом, признает представитель агрохолдинга. Для этого на данной птицефабрике необходимо строительство еще четырех птичников родительского стада. «Нужно подобрать участок с соблюдением всех ветеринарно-санитарных норм, определить санитарно-защитную зону, возможность подведения всех коммуникаций, но пока у нас нет вариантов такого расширения территории», — добавляет он.