Я всем должен: почему нас пугает слово «долг»?
Слово «долг» и все производные от него в последние годы сильно дискредитированы. Мы «никому ничего не должны», а там, где все-таки должны, отчаянно пытаемся подменить долг «любовью», «желанием» и другими более приятными для нас словами. Кажется, мы вообще хотим вытеснить понятие долга из своей жизни. Но почему? Что не так с долгом? И о чем говорит нам это понятие в философском значении?
Стыд, долг и вина — три чувства, от которых специалисты разных мастей все чаще рекомендуют нам избавиться. Они считаются токсичными, навязанными и вообще совершенно ненужными. Предполагается, что, избавившись от них, мы станем свободными и удовлетворенными, а наша жизнь — полноценной и счастливой.
С философско-антропологической точки зрения все эти три чувства — стыд, долг и вина — появились у человека достаточно поздно и стали его видовой особенностью. В некотором смысле именно способность испытывать их делает нас людьми.
Почему мы не хотим быть «должными»
Отрицание долга — свежая тенденция. Она связана, вероятно, с популярностью философии Ницше, которую часто называют нигилистической.
Представьте: тысячелетиями философы твердили о долге. Церковь и государство внушали массами людей, что они должны Богу, Родине, государю и мало ли кому еще. И тут приходит Ницше и заявляет: «Бог мертв, никто никому ничего не должен!» Соблазнительно, правда?
Особый размах «отмена» долга приобрела на постсоветском пространстве. И это неудивительно: у нас идея долженствования — перед обществом, вождем, идеей — имела особенные масштабы. Советским человеком так долго и успешно манипулировали через чувство долга, что у нас развилась непереносимость самой идеи долженствования.
Долг vs желание
«Хочу и надо» — вот два вечно противоборствующих мотива наших действий. Мы с детства привыкли к противопоставлению своих желаний и обязанностей. И не последнюю роль здесь играет воспитание.