Алексей Иова
Компания Jonacor Marine
Вы были на выставках в Каннах и Монако. Как себя чувствует яхтенная индустрия?
На мой взгляд, яхтенная индустрия за рубежом, несмотря на повышение цен на материалы и комплектующие, задержки с их поставкой, получила колоссальный импульс. У верфей, выпускающих лодки длиной до 70–80 футов, все более или менее ровно, да и компании, строящие суперяхты 40–50 м (а мы активно работаем в этом сегменте), имеют полные пакеты заказов. Сегодня у многих известных верфей, например у Benetti, где мы строим один из корпусов со сроком сдачи в 2024 году, заказы принимают на 2027 год. Также я вижу снижение конкуренции между брендами, в частности итальянского и турецкого пулов: заказов хватает всем, даже верфям второго и третьего эшелонов. Много строят для США, но немало яхт остается и в Европе.
На каких верфях Jonacor Marine размещает свои заказы, и какого стиля работы вы придерживаетесь?
Как я уже сказал, мы строим яхты в Италии, на Benetti — проект B.Yond 37M; еще один корпус длиной 40 м — на Cantiere delle Marche в Анконе. Обе верфи — наши давние партнеры по строительству экспедиционных яхт. Помимо того, у нас в исполнении проекты яхт длиной 33 и 42 м на верфи Gulf Craft в Эмиратах…
Уже довольно давно мы позиционируем себя на яхтенном рынке не как яхтенного брокера, а как компанию, которая обеспечивает полный спектр работ в сфере менеджмента проектирования, строительства, сервиса яхт, преимущественно экспедиционных. Простые продажи никому не интересны, но если проект идет с нуля, то мы можем применить весь наш 15‑летний опыт в создании уникальных, глубоко кастомизированных яхт. И здесь очень важен правильный подход к работе с заказчиком…
Будущие владельцы суперяхт, как правило, диктуют свои пожелания относительно планировок и интерьера. Наша задача — облегчить им жизнь во время строительства, сделать так, чтобы этот процесс приносил удовольствие, а не оборачивался кошмаром и каторгой, как бывает, когда заказчик пытается контролировать строительство самостоятельно. Мы не только участвуем во всех технологических процессах, но и берем на себя заботы, связанные с дальнейшей эксплуатацией яхты.
Мы собрали определенный пул заказчиков, с которыми сейчас предметно работаем над подбором проектов, обсуждаем технические детали и цены. Но сегодня основной вопрос любого заказчика — не сколько стоит яхта или когда она будет готова, а как платить. Если ответа нет, сделка оказывается под угрозой. Новое средство расчетов с верфями — криптовалюта. Но мы не спешим проводить такие продажи без глубокого анализа и оценки рисков. Главное для нас — приватность и финансовая безопасность всех участников сделки, от чего зависит дальнейший успех.
Что вы можете сказать о российском яхтенном рынке?
На внутреннем рынке спрос на лодки сохраняется, хотя рынок претерпел изменения, количественные и качественные. Ввиду ограничения прямого импорта, непростой ситуации с параллельным импортом прогулочных судов и как следствие — удорожания продукта рынок прошел две стадии мутации. Первая — заметно вырос брокераж. Известны случаи, когда одна лодка, неважно какой длины, по ряду причин за сезон сменяла несколько владельцев. Вторая — рынок самостоятельно пришел к расчетам в рублях; к курсам валют никто не привязывается вообще.