Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их»
О том, какой путь прошел парламент Нижегородской области за 30 лет с момента появления законодательных органов власти России, и о том, как региональные депутаты взаимодействуют с исполнительной властью, рассказал спикер законодательного собрания региона Евгений Люлин.
Евгений Борисович, как вы оцениваете сегодня взаимодействие между ветвями власти на региональном уровне? Как это взаимодействие менялось за последние 30 лет?
Сегодня взаимодействие ветвей власти на региональном уровне происходит на основе диалога и понимания, что и законодатели, и органы исполнительной власти делают одно дело. Наша общая задача — обеспечить социально-экономическое развитие региона, прогресс во всех сферах.
Между ветвями власти всегда существует конкуренция, которая их уравновешивает. К сожалению, в 90-е — начале 2000-х годов конкурентные отношения зачастую перерастали в открытое противостояние, которое становилось препятствием на пути развития, что недопустимо.
Изменения политической системы страны позволили создать такие условия, при которых мы ушли от противостояния и потрясений к эволюционному росту, совместной системной работе.
На ваш взгляд, какой период в 30-летней истории регионального парламента был самым сложным и противоречивым?
Простых периодов в работе парламента не было никогда. На каждом этапе, в каждом созыве депутатам приходилось решать сложные задачи, которые ставило перед ними время.
Лично я отметил бы работу третьего созыва (2002 – 2007 годы), когда после нескольких лет либерального романтизма начался переход к системной работе по восстановлению экономики, социальной сферы. Именно тогда были заложены основы господдержки промышленности, аграрной отрасли, которые спустя годы позволили нашему региону войти в число российских лидеров. Помогло то, что депутатами тогда могли избираться главы муниципальных образований, отлично знающие ситуацию на местах. Считаю, такой симбиоз местной и областной законодательной власти сделал нашу работу исключительно профессиональной и эффективной.
С другой стороны, законодательное собрание тогда жестко оппонировало исполнительной власти в лице губернатора. Мы принимали решение, а губернатор накладывал свое вето; депутаты собирались на заседание и преодолевали вето губернатора двумя третями голосов. В 2005 году парламент Нижегородской области стал единственным в стране, отклонившим кандидатуру губернатора, представленную на второй срок президентом России. Пожалуй, в моей политической карьере это был самый сложный момент. Но иначе мы поступить не могли. В конце концов наши аргументы были приняты, и глава государства встал на