5 самых высокотехнологичных ограблений
Во многих криминальных кинофильмах можно увидеть сцену красивого ограбления банка или инкассаторской машины. Преступники используют высокотехнологичные гаджеты, сверлят стены лазерными резаками, применяют роботов-разведчиков, хитроумно отключают сигнализацию и обманывают датчики движения. Правда ли это? Много ли высокотехнологичных ограблений в реальном мире?
Сразу стоит заметить, что львиная доля (99 из 100) ограблений в наше время совершается так же, как и 150 лет назад. Вооруженная банда налетчиков в масках врывается в помещение банка, кладет всех на пол, забирает столько денег, сколько может, и исчезает. Есть и еще один статистический казус: почти всех грабителей так или иначе берут в течение следующей же недели, воспользоваться награбленным чаще всего не удается. Просто и незамысловато грабили банки Джесси Джеймс, Бутч Кэссиди, Джон Диллинджер в конце XIX — начале XX века; точно так же в ноябре 2011 года в Москве группа налетчиков остановила человека, транспортировавшего чуть более миллиона долларов наличными, положила его лицом вниз и аккуратно забрала деньги. Куда ни посмотри — никаких технологий. Раньше — старый верный «Кольт», теперь — новый верный «Кольт». Ну, бывают еще пистолеты-пулеметы. Тем не менее легкий хайтек, пусть и не повсеместно, но все-таки нашел применение и в этом сегменте преступного мира.
Стэнли Марк Рифкин: испарение десяти миллионов
Сегодня компьютерных махинаций с банковскими активами не так много, как может показаться. Серьезные методы защиты, многочисленные коды, хитроумные способы шифрования, пароли ставят перед хакерами множество преград. Даже если деньги каким-то образом «уходят» из банка, технологии позволяют «откатить» почти любую незаконную операцию, если грабитель не соизволил быстро обналичить средства и перевести их в золото или алмазы. Самым знаменитым ограблением подобного плана (и одним из первых) стало дело Стэнли Марка Рифкина, 32-летнего сотрудника калифорнийской консалтинговой компании. В числе его клиентов была фирма, занимавшаяся обслуживанием компьютерных систем лос-анджелесского банка Security Pacific National. Как и любой другой, этот банк постоянно совершал множество транзакций, в том числе и за границу. Транзакции могли провести только специальные сотрудники банка, знавшие код доступа, который ежедневно менялся. Пользуясь положением консультанта-компьютерщика, Рифкин непринужденно прошел в здание банка на уровень D (отделение транзакций) и запомнил код, который был написан на магнитной доске маркером.
Через некоторое время некто Майк Хэнсен, сотрудник международного отделения Security Pacific National, позвонил в банк, продиктовал секьюрити-код и попросил о рутинном переводе денег на указанный счет Irving Trust Company в Нью-Йорке. Конечно, никакого Хэнсена не было; Рифкин просто перевел себе $10,2 млн, а сотрудники банка еще несколько дней даже не догадывались, что их ограбили. За это время Рифкин умудрился закупить на $8,5 млн советских алмазов через швейцарское отделение «Русалмаза» (остальные деньги ушли на налоги и оплату услуг посредников) и перевезти алмазы в США. Его взяли на реализации чуть позже — тут он прокололся. Но сам факт «незаметного» ограбления внушает уважение.
Конец XIX — начало XX века: ва-банк!
Классический польский фильм «Ва-банк» демонстрирует каноническое «тихое» ограбление середины 1930-х, когда системы сигнализации уже достигли высокого уровня, но камер теленаблюдения и датчиков движения еще не существовало. «Ва-банк», как ни странно, вовсе не фантастичен: подобные ограбления и в самом деле имели место в истории преступности. Первым известным грабителем-технарем (вторая половина XIX века) был американский инженер Джордж Лесли, нью-йоркский бизнесмен, увлекшийся ограблениями в качестве хобби. Он разработал методику ограблений, которой пользовались после него многие профессионалы в течение более чем полувека.
Лесли максимально подробно зарисовывал план банка. Чтобы получить карту подземных помещений, арендовал ячейки и места в сейфах — как известно, клиента такого уровня проводят по банку, чтобы продемонстрировать степень безопасности. Главное место на любой его карте занимал сейф, а также препятствия между последним и точкой входа. Лесли запоминал модель сейфа и покупал подобный, оттачивал процедуру взлома, а затем долго тренировал напарников. В сарае он строил точную копию комнаты, где стоял сейф, и заставлял своих людей работать внутри нее в полной темноте, на ощупь. Самого Лесли до конца его жизни (он был убит в 1884 году во время разборки) так и не взяли, хотя он открыто работал консультантом для грабителей за процент от награбленного, обучал медвежатников и получил широкую известность в криминальном мире.