«Путешествие из Петербурга в Москву» в жанре сентиментального путешествия

4x4 ClubПутешествия

Радищев 2.0. Сентиментальное путешествие

Текст Анастасия Шилова. Фотографии Егор Власов

Пролог

В 1768 году Лоуренс Стерн опубликовал своё знаменитое «Сентиментальное путешествие». Считается, что именно эта книга окончательно оформила жанр сентиментализма, который вслед за Британией покорил всю Европу. И вот в 1790 году русский поэт и социальный философ Александр Радищев в своей домашней типографии печатает роман «Путешествие из Петербурга в Москву», написанный в жанре того же сентиментального путешествия. Книга легко прошла цензуру в Управе благочиния, потому что цензор не стал её читать, решив, что речь идёт о путеводителе (за что впоследствии обер-полицмейстер Николай Рылеев вымаливал прощение у императрицы). Роман напечатали в мае, а уже в сентябре указом Екатерины писатель был приговорен к смертной казни как подстрекатель и «бунтовщик хуже Пугачёва». В итоге казнь заменили ссылкой в Илимский острог, а почти весь небольшой тираж уничтожили, и до начала ХХ века книга была запрещена. Ещё с советских времён это произведение входит в школьную программу, несмотря на то что его литературная ценность невелика. И если для строителей коммунизма был важен обличительный пафос, то сегодня «Путешествие из Петербурга в Москву» проходят, скорее, по привычке. Так или иначе для семьи с двумя школьниками, один из которых (14-летняя Женя) как раз сейчас готовит доклад по Радищеву, это послужило отправной точкой для небольшого литературного путешествия.

Петербург

В начале 1780-х годов коллежский советник и кавалер ордена Св. Владимира Александр Радищев женился на девушке из семейства Рубановских и построил свой собственный каменный дом на Грязной улице в Петербурге. При доме были сад, пруд и берёзовая аллея, как и полагалось приличным домам того времени. Именно здесь, в маленькой личной типографии, в 1789 году напечатали первый тираж «Путешествия из Петербурга в Москву». Из выпущенных 650 экземпляров продать удалось только около ста, да и то в основном по друзьям и знакомым. Остальные, по слухам, были сожжены самим автором. Впоследствии дом неоднократно перестраивался, в конце XIX века здесь размещались обувная и прядильная фабрики, а в советское время работал мыловаренный завод. Грязная улица давно переименована в улицу Марата, но с центральной части фасада на прохожих всё так же безучастно взирают Атланты. Именно в этом доме, за столиком кафе, был разработан план и началось наше путешествие.

На шесть дней наш «Коди» превратился в комфортабельную машину времени, перенёсшую семью путешественников в эпоху Радищева

«Я лежу в кибитке. Звон почтового колокольчика, наскучив моим ушам, призвал, наконец, благодетельного Морфея… Един, оставлен, среди природы пустынник!»*

* Здесь и далее курсивом выделены цитаты из «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева.— Прим. автора.)

Тосно (в XVII веке — Тосна)

Конечно, мы отправились в Москву не в карете XVIII века, а на современном Skoda Kodiaq. Наш «Коди» оказался идеальным средством передвижения в историческое прошлое: тёплым, комфортным, быстрым и, при довольно частых съездах с асфальта, вездеходным. Тем более что у нас не было задачи что-то сравнивать по принципу «тогда и сейчас». Мы старались придерживаться радищевского маршрута и просто смотреть по сторонам. Стать новым Радищевым! Понять, как сегодня выглядят эти места.

«Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою…»

Первым на нашем пути оказался город Тосно — пыльный и немного мрачноватый то ли из-за времени года, то ли сам по себе. Немного заблудившись в поисках местного вокзала, мы совершенно случайно выехали на улицу… Радищева. На одной её стороне стоял ряд современных домов, на другой — деревенька с ветхими домиками. Единственное, что привлекло наше внимание — странный вокзал, похожий на связку полупрозрачных полиэтиленовых труб. Старинных зданий мы не увидели.

Усадьба Марьино

Тосненский район Ленинградской области славится своими усадьбами дворянской архитектуры (с XIX века Марьинская вотчина — одно из многочисленных владений Строгановых-Голицыных). На высоком правом берегу Тосны стоит прекрасно сохранившийся торжественный дворец с английским садом, а невозмутимые львы уже третий век, и, судя по всему, успешно, охраняют усадебный комплекс. Марьино напоминает подмосковное Архангельское — милое, красивое и уютное. И даже разрушенный храм только добавляет очарования…

«Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу в намерении отдохнуть. В избе нашел я проезжающего, который, сидя за обыкновенным длинным крестьянским столом в переднем углу, разбирал бумаги и просил почтового комиссара, чтобы ему поскорее велел дать лошадей».

Великий Новгород (в XVIII веке — Новагород)

«Гордитеся, тщеславные созидатели градов, гордитеся, основатели государств; мечтайте, что слава имени вашего будет вечна; иссекайте изображения ваших подвигов и надписи, дела ваши возвещающие… Время с острым рядом зубов смеется вашему кичению… В таковых размышлениях подъезжал я к Новугороду, смотря на множество монастырей, вокруг оного лежащих…»

В Великом Новгороде нас накрыл туман и сразу же погрузил в атмосферу загадочности. За века этот город не растерял духа прочности и какой-то внутренней уверенности, а стены Новгородского кремля только поддерживают это ощущение… Разочаровал клиентский сервис. Возможно, это свойственно всем более или менее крупным городам провинции, а может быть, нам просто не везло, но новгородцы встречали и обслуживали не просто плохо, а с явным налётом презрительного «понаехали тут». Это стало настоящей ложкой дёгтя в прекрасных впечатлениях от самого города.

Новгородский кремль и сегодня неприступная крепость. Вообразите себя половцем, идущим на захват древнего города…

Мясной бор

Судьбу этого места навсегда будут определять события не XVIII-го, а XX века. Долина смерти. Во время Великой Отечественной войны здесь была почти полностью уничтожена 2-я ударная армия, одним из командующих которой был генерал-лейтенант А. А. Власов. Позже он попал в плен и перешёл на сторону врага, возглавив печально знаменитую Русскую освободительную армию (РОА). Около 150 000 человек сгинули в болотах от голода, холода и постоянных обстрелов. В том числе и дед автора этих фотографий Егора Власова. Ему хочется верить, что дед погиб от пули, а не от голода. До сих пор в этих местах ведутся поисковые работы и орудуют чёрные копатели. У дороги местные продают клюкву.

— Как торговля?
— Да грех жаловаться. Правда, год нынче неурожайный, мало ягоды…
— Бои здесь шли?
— Да, я когда по ягоды хожу, кругом магазины автоматные валяются сгнившие. Снаряды. Народу тут много полегло. Название дали уже в советское время — Мясной бор…

На самом деле своё название деревня получила ещё в конце XVIII века. Здесь в большое стадо собирали скот, который доставляли по Волхову и гнали дальше в Петербург.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Северный Кавказ. За пределами дорог Северный Кавказ. За пределами дорог

Автомобильное и пешеходное путешествие по Кавказу

4x4 Club
Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать

Почему многозадачность не всегда полезна?

РБК
Владивосток: зрелища и смыслы Владивосток: зрелища и смыслы

Во Владике есть на что посмотреть и что оценить

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Белая дача». Чехов в Ялте «Белая дача». Чехов в Ялте

Почему Чехов решил построить себе дачу на юге?

Караван историй
Из разведчиков в «шпионы» Из разведчиков в «шпионы»

При сталинской диктатуре государство всегда с подозрением относилось к гражданам

Дилетант
Палеогенетики прочитали ДНК представителя первых земледельцев Северного Кавказа Палеогенетики прочитали ДНК представителя первых земледельцев Северного Кавказа

Палеогенетики проанализировали геном представителя дарквети-мешоковской культуры

N+1
Вечная нефтяная зависимость Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Деньги
Возраст Гекаты: как женщине в возрасте 45+ принять и полюбить себя Возраст Гекаты: как женщине в возрасте 45+ принять и полюбить себя

Почему многих из нас так пугает возраст Гекаты, что мы отрицаем его?

Psychologies
Теплый ламповый криминал Теплый ламповый криминал

«Людвиг»: история робкого детектива в Кембридже

Weekend
Евгений Шмидт: «Многие используют Германию в целях обогащения» Евгений Шмидт: «Многие используют Германию в целях обогащения»

Правящая партия Германии сознательно проводит политику привлечения мигрантов

Монокль
Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру

За что викторианская эпоха выбрала Уайльда козлом отпущения

СНОБ
Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека

Как «запах смерти» мобилизует защитные механизмы в нашем организме

ТехИнсайдер
«Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный» «Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный»

О том, как криптовалюты отбирают аудиторию у классических брокеров

Монокль
Фонотека Фонотека

Композиторы, чей вклад в создание киношедевра не уступает режиссерскому

Правила жизни
Сэкономьте на химчистке! Вот что нужно знать для стирки пальто и пуховика в домашних условиях Сэкономьте на химчистке! Вот что нужно знать для стирки пальто и пуховика в домашних условиях

Как постирать зимнюю верхнюю одежду дома?

ТехИнсайдер
Тайны цирковой династии Кио Тайны цирковой династии Кио

Разобраться в хитросплетениях семейных связей династии Кио очень нелегко

Коллекция. Караван историй
Осознанный выбор или уловка маркетологов: какие товары мы покупаем в магазине Осознанный выбор или уловка маркетологов: какие товары мы покупаем в магазине

Что же движет человеком в супермаркете?

ТехИнсайдер
Аврора: «Возраст скрывают люди, неуверенные в себе» Аврора: «Возраст скрывают люди, неуверенные в себе»

Телеведущая Аврора о нутрициологии, блефаропластике и роли эндокринолога

Здоровье
(Не)уязвимый лес (Не)уязвимый лес

Что грозит лесным массивам России

Санкт-Петербургский университет
Мир, который вместе видел нас Мир, который вместе видел нас

«Противостояние»: новая экранизация Юлиана Семенова

Weekend
Физики порадовали астрономов улучшенным детектором одиночных фотонов инфракрасного диапазона Физики порадовали астрономов улучшенным детектором одиночных фотонов инфракрасного диапазона

Физики разработали детектор одиночных фотонов инфракрасного диапазона

N+1
Астрономы насчитали 55 убегающих звезд из сердца туманности Тарантул Астрономы насчитали 55 убегающих звезд из сердца туманности Тарантул

Астрономы провели перепись убегающих массивных звезд из скопления R136

N+1
Надежная защита Надежная защита

Как помочь организму ребенка подготовиться к холодам?

Лиза
«Я хочу построить наследие»: роман о рабыне, которая стала предпринимательницей «Я хочу построить наследие»: роман о рабыне, которая стала предпринимательницей

Отрывок из романа Ванессы Райли «Королева острова»

Forbes
10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования 10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования

Культовые модели Jeep

4x4 Club
Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней

Дизайнер Павел Стародубцев — про Артемия Лебедева и русский визуальный код

СНОБ
Выгоды будь здоров Выгоды будь здоров

Всё больше компаний мотивируют своих сотрудников проходить диспансеризацию

Men Today
По следам ушедшей эпохи По следам ушедшей эпохи

Реконструкция уникальной исторической квартиры в стиле ар-нуво

SALON-Interior
Владимир Гостюхин: «В советском кино ни одни съемки не обходились без романа» Владимир Гостюхин: «В советском кино ни одни съемки не обходились без романа»

«На съемках всегда особая атмосфера. В «Оттепели» это хорошо показано»

Коллекция. Караван историй
Гении места Гении места

Лукия Мурина и Николай Исаев: служба охраны памяти

Weekend
Открыть в приложении