Лимпопо – волшебное слово, ради которого нам пришлось изменить маршрут

4x4 ClubАвто

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. ЮАР, Свазиленд, Лесото

Текст Алексей Камерзанов
Фотографии автора и участников экспедиции

Набережная Дурбана на рассвете. Этот 3,5 млн город является одним из крупнейших африканских портов и центров туризма. И самым криминальным местом в ЮАР

Лимпопо – волшебное слово, ради которого нам пришлось изменить маршрут. Ведь, как выяснилось ещё на этапе планирования, Корней Чуковский в своём «Айболите» не так уж много выдумал. Калахари и Сахара – совершенно реальные пустыни, а Лимпопо – река, естественной границей разделяющая Зимбабве, Ботсвану и ЮАР. Разве мы могли проехать мимо такого знакового места? Конечно, нет! Ради чего тогда путешествовать?!

От не производящей никакого впечатления столицы Ботсваны Габороне, до ближайшего пограничного перехода всего 25 километров. Но ради Лимпопо мы удлинили маршрут ещё на 30 км и направились к неприметному погранпереходу, выводящему прямо к заветной реке. Неожиданно для себя мы устроили на КПП небольшой праздник. Выбежали все сотрудники и стали с искренним интересом рассматривать машины с инопланетными номерами и странным на их взгляд расположением руля.

– Здесь ещё никогда не проезжали русские, – с горящими глазами сказал нам один из пограничников. – Давайте сфотографируемся!

В общем, госслужащие дали волю эмоциям и напрочь забыли о запретах на фото- и видеосъёмку. Мы подарили им наклейки и рассказали о том, как долго ехали и как нам интересно попасть в Южно-Африканскую Республику. Когда восторги стихли, мы отправились оформлять документы.

– Бог ты мой! У вас что, нет виз в ЮАР? – кажется, девушка на паспортном контроле очень за нас переживала. Мы обстоятельно объяснили, что для россиян визы были отменены ещё в феврале 2018-го и беспокоиться не о чем. Но пограничница указала на экран компьютера, утверждавшего, что виза нам всё-таки нужна. Правда, дата рядом с текстом была весьма далека от сегодняшней.

– Подождите, позвоню на соседний погранпост. Там чаще обновления бывают.

Буквально через пять минут мы, улыбаясь, забирали проштампованные паспорта. Всё в порядке, виза действительно не потребовалась. Но нас ждал ещё один сюрприз.

– А кто у вас за таможенное оформление отвечает? – спросил я, чтобы закончить все формальности. У нас есть выбор: либо заштамповать Carnet de Passage, либо получить TIP (временное разрешение на ввоз автомобиля). Нам, конечно, интереснее сделать TIP, потому что наш Carnet истекает 28 августа, а продолжать путешествие мы планировали минимум до октября.

– А у нас нет таможни, – радостно улыбается пограничник. – Мы же маленький погранпереход, зачем она нам?

Молодой пастух из Свазиленда. Почти 60% территории этой страны занимают пастбища

В самом деле, зачем? В общем, мы попали на так называемый двухсторонний погранпереход. Существуют международные переходы, которые могут проходить люди с любыми паспортами, а есть исключительно двухсторонние. То есть, к примеру, жители ЮАР по нему переходят в Ботсвану, а жители Ботсваны – в ЮАР. Но, к счастью, строгость законов Южно-Африканской Республики компенсируется необязательностью их исполнения. Нас пустили с условием – чуть позже всё равно сделать таможенные документы. Бывали случаи, когда люди просто лишались машин, нарушив сроки пребывания транспорта в стране. А таможня – именно тот орган, который непременно отметит, когда и на чём вы въехали.

– Езжайте на соседний КПП, там всё оформят, – продолжает улыбаться главный пограничник.

Так оно и произошло. Разве что ещё какое-то время нужно было потратить на то, чтобы объяснить, как мы попали в страну. Но в итоге всё обошлось. Нам дали временное разрешение на ввоз сроком на полгода, то есть до 2 ноября. А заодно в эту же декларацию вписали ноутбук и фотоаппарат с их серийными номерами, пояснив, что, если их украдут (а это вполне вероятно), искать будет легче…

Официально уличная торговля запрещена, но этот запрет постоянно пытаются нарушить

Голландский след

Первое, что бросается в глаза при въезде в ЮАР – это обилие названий на языке африкаанс, одном из 11 официальных языков страны: Блумфонтейн, Феринихинг, Амстердам. Но пусть вас не вводит в заблуждение его чудное название, по сути это диалект голландского, принесённый сюда несколько веков назад. Собственно, и началом истории колонизации юга Африки принято считать момент, когда сюда прибыли первые голландские корабли, то есть 1652 год. Разумеется, они не были первыми. До них здесь отметились португальцы, а ещё раньше многочисленные арабские каботажники, вечно сновавшие по западному и восточному побережью континента. Но именно голландцы, основав Ост-Индскую компанию, принялись активно осваивать территорию. Начал подтягиваться и простой люд, чаще всего обычные крестьяне – буры (bauer – по-голландски «крестьянин»). Условия неплохие, земли плодородные… Так в этой части Африки выросла голландская колония. Затем начались долгие перебранки с англичанами сначала из-за Наполеоновских войн (Голландия оказалась под властью Франции), а после было сложно сдержать энергичную британскую экспансию. Особенно когда за дело брались такие фанатики, как Сесил Родс, мечтавший объединить всю английскую Африку – от Кейптауна до Каира. Потом нашлись золото и алмазы, начались Первая и Вторая англо-бурские войны. Потом был долгий период апартеида, закончившийся только в 1994 году, когда последний белый Президент ЮАР Фредерик Виллем де Клерк передал бразды правления национальному герою и борцу за независимость Нельсону Манделе.

Сегодня ЮАР – это причудливый микс из голландского, английского и чисто африканского мира. Интересно наблюдать людей европейского типа, говорящих по-английски со странноватым акцентом. Это и есть те самые 15–20 % белого населения Южно-Африканской Республики, потомки первых переселенцев. Сначала создаётся впечатление, что это туристы, и чуть ли не каждому из них я задавал, как мне казалось, вполне резонный вопрос:

– А вы откуда?

И «туристы», немного удивляясь, отвечали, что они из Претории, Кейптауна, Блумфонтейна, что они здесь родились и выросли. И для них ЮАР – такая же родина, как и для зулусов. Это первая страна в Африке, где доля европейцев настолько велика.

Облик многих африканских городов, формируют здания колониальной эпохи

Опасный Йоханнесбург

Первыми большими городами на нашем пути стали Претория и Йоханнесбург. Складывалось ощущение, что мы в Северной Америке. Аккуратно отстроенная Претория с историческим центром, шикарными домами, торговыми центрами и газонами вызывает восторг. Нигде в Африке мы не видели столько порядка. ЮАР – действительно самая развитая страна континента. Правда, есть одна не слишком приятная деталь. На заборах почти всех приличных домов натянута проволока под напряжением, а на самих домах – таблички с предупреждением о том, что они находятся под охраной такого-то агентства. К сожалению, с безопасностью здесь много проблем. Йоханнесбург и вовсе считается не только одним из самых опасных городов Африки, но и всего мира. Невероятные истории об ограблениях прямо среди бела дня переполняют интернет-пространство. Мы поселились в апартаментах в одном из самых приличных районов – Сэндтоне. Ну а чтобы своими глазами увидеть происходящее в неблагополучных частях города, небольшой компанией отправились в самые бедные районы – Александру и Хиллброу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всё о моторном масле и его непростой жизни внутри двигателя Всё о моторном масле и его непростой жизни внутри двигателя

Ответы на вопросы о выборе масла, его потемнении и частоте замены

4x4 Club
Почему музыка Эминема безнадежно устарела (и в чем причина — в слушателях или в самом рэпере) Почему музыка Эминема безнадежно устарела (и в чем причина — в слушателях или в самом рэпере)

Почему злость и провокации Эминема больше не работают

Esquire
«Авось пронесет» — не национальная русская черта, а свойство мозга. Нейрофизиология и финансы «Авось пронесет» — не национальная русская черта, а свойство мозга. Нейрофизиология и финансы

Почему мы безалаберно относимся к деньгам и что нам мешает откладывать

СНОБ
Марк Варшавер. Человек на своем месте Марк Варшавер. Человек на своем месте

Я стал директором театра, и сорок лет мы работали душа в душу

Караван историй
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Деменция в наследство: можно ли уберечь себя? Деменция в наследство: можно ли уберечь себя?

Изменение образа жизни может помочь даже тем, у кого «плохая генетика»

Psychologies
Новый Audi Q3. Как VW Tiguan, только лучше Новый Audi Q3. Как VW Tiguan, только лучше

Брифинг перед тест-драйвом нового Audi Q3 в Неаполе получился многообещающим

4x4 Club
Как экономить на электроэнергии: 8 советов эксперта Как экономить на электроэнергии: 8 советов эксперта

Предлагаем самые простые и универсальные способы экономии электроэнергии

Популярная механика
Porsche Macan Turbo. Быстро, очень быстро, гораздо быстрее Porsche Macan Turbo. Быстро, очень быстро, гораздо быстрее

Ровно за 4 секунды новый Porsche Macan Turbo набрал первые 100 км/ч

4x4 Club
Почему мы стали жить дольше — и почему это предел Почему мы стали жить дольше — и почему это предел

Многие хотят если не жить вечно, то максимально продлить срок своей жизни

СНОБ
Патриот с автоматом. Маленький шаг для человечества, но огромный скачок для УАЗа Патриот с автоматом. Маленький шаг для человечества, но огромный скачок для УАЗа

Вы за рулём УАЗа, который ждал автоматическую коробку долгие четырнадцать лет

4x4 Club
Как правильно устраивать пробежки зимой Как правильно устраивать пробежки зимой

Зимой тоже можно бегать по утрам

Maxim
Вояж-кроссовер Skoda Kodiaq. С кофеваркой и электровелосипедом Вояж-кроссовер Skoda Kodiaq. С кофеваркой и электровелосипедом

Наличие у Skoda Kodiaq экспедиционной комплектации стало полной неожиданностью

4x4 Club
Как посмотреть все драйверы в Windows 10 без установки сторонних приложений Как посмотреть все драйверы в Windows 10 без установки сторонних приложений

Управлять драйверами в Windows 10 можно с помощью лишь одной команды

CHIP
Haval F7x. Безжалостный пожиратель УАЗов Haval F7x. Безжалостный пожиратель УАЗов

У китайских производителей на нашем рынке количество проданных машин все растёт

4x4 Club
9 разумных фактов о фильме «Безумный Макс. Дорога ярости» 9 разумных фактов о фильме «Безумный Макс. Дорога ярости»

Вот 9 фактов о всенародно любимом фильме, которые ты скорее всего не знал

Maxim
Audi Q8. Мастерство художественного жужжания Audi Q8. Мастерство художественного жужжания

Q8 – запоздалый ответ Ингольштадта на купе-кроссоверы BMW X6

4x4 Club
8 признаков того, что жить в вашей квартире небезопасно 8 признаков того, что жить в вашей квартире небезопасно

Даже самые безобидные привычки могут обернуться угрозой для вашего здоровья

Популярная механика
Как Haval российский рынок завоёвывает Как Haval российский рынок завоёвывает

Когда Haval выходил на наш рынок, многие откровенно смеялись

4x4 Club
Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе

Какая проблема российских властей мешает привлекать иностранные инвестиции

Forbes
Они позорят свой район! Они позорят свой район!

Архитектурная доска позора

Maxim
Марафонский финиш Марафонский финиш

Чем закончился 3-летний марафон с поиском дома для семьи ресторатора и продюсера

AD
Егор Корешков: «Близких людей не может быть много» Егор Корешков: «Близких людей не может быть много»

Егор Корешков о стеснении, джентльменских замашках и распределении ролей в паре

Cosmopolitan
Умные, но не часы: как выбрать фитнес-браслет Умные, но не часы: как выбрать фитнес-браслет

Хорошим выбором могут стать фитнес-браслеты, дополняющие смартфон

Популярная механика
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
10 доказанных наукой способов поднять себе настроение 10 доказанных наукой способов поднять себе настроение

Ты не можешь повлиять на цену нефти, зато есть способы поднять себе настроение

Maxim
Лечиться по-другому Лечиться по-другому

Физические и психические болезни взаимосвязаны

Psychologies
Колонизация Венеры и другие амбициозные космические проекты СССР Колонизация Венеры и другие амбициозные космические проекты СССР

Грандиозные космические прожекты Советского Союза, которые не были реализованы

Maxim
Чувства меры Чувства меры

Очень трудно любить сразу двоих – и себя, и своего мужчину

Cosmopolitan
Лестница в небо Лестница в небо

Разговор с одним из тех, кто взглянул смерти в глаза

GQ
Открыть в приложении