Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. ЮАР, Свазиленд, Лесото
Лимпопо – волшебное слово, ради которого нам пришлось изменить маршрут. Ведь, как выяснилось ещё на этапе планирования, Корней Чуковский в своём «Айболите» не так уж много выдумал. Калахари и Сахара – совершенно реальные пустыни, а Лимпопо – река, естественной границей разделяющая Зимбабве, Ботсвану и ЮАР. Разве мы могли проехать мимо такого знакового места? Конечно, нет! Ради чего тогда путешествовать?!
От не производящей никакого впечатления столицы Ботсваны Габороне, до ближайшего пограничного перехода всего 25 километров. Но ради Лимпопо мы удлинили маршрут ещё на 30 км и направились к неприметному погранпереходу, выводящему прямо к заветной реке. Неожиданно для себя мы устроили на КПП небольшой праздник. Выбежали все сотрудники и стали с искренним интересом рассматривать машины с инопланетными номерами и странным на их взгляд расположением руля.
– Здесь ещё никогда не проезжали русские, – с горящими глазами сказал нам один из пограничников. – Давайте сфотографируемся!
В общем, госслужащие дали волю эмоциям и напрочь забыли о запретах на фото- и видеосъёмку. Мы подарили им наклейки и рассказали о том, как долго ехали и как нам интересно попасть в Южно-Африканскую Республику. Когда восторги стихли, мы отправились оформлять документы.
– Бог ты мой! У вас что, нет виз в ЮАР? – кажется, девушка на паспортном контроле очень за нас переживала. Мы обстоятельно объяснили, что для россиян визы были отменены ещё в феврале 2018-го и беспокоиться не о чем. Но пограничница указала на экран компьютера, утверждавшего, что виза нам всё-таки нужна. Правда, дата рядом с текстом была весьма далека от сегодняшней.
– Подождите, позвоню на соседний погранпост. Там чаще обновления бывают.
Буквально через пять минут мы, улыбаясь, забирали проштампованные паспорта. Всё в порядке, виза действительно не потребовалась. Но нас ждал ещё один сюрприз.
– А кто у вас за таможенное оформление отвечает? – спросил я, чтобы закончить все формальности. У нас есть выбор: либо заштамповать Carnet de Passage, либо получить TIP (временное разрешение на ввоз автомобиля). Нам, конечно, интереснее сделать TIP, потому что наш Carnet истекает 28 августа, а продолжать путешествие мы планировали минимум до октября.
– А у нас нет таможни, – радостно улыбается пограничник. – Мы же маленький погранпереход, зачем она нам?
В самом деле, зачем? В общем, мы попали на так называемый двухсторонний погранпереход. Существуют международные переходы, которые могут проходить люди с любыми паспортами, а есть исключительно двухсторонние. То есть, к примеру, жители ЮАР по нему переходят в Ботсвану, а жители Ботсваны – в ЮАР. Но, к счастью, строгость законов Южно-Африканской Республики компенсируется необязательностью их исполнения. Нас пустили с условием – чуть позже всё равно сделать таможенные документы. Бывали случаи, когда люди просто лишались машин, нарушив сроки пребывания транспорта в стране. А таможня – именно тот орган, который непременно отметит, когда и на чём вы въехали.
– Езжайте на соседний КПП, там всё оформят, – продолжает улыбаться главный пограничник.
Так оно и произошло. Разве что ещё какое-то время нужно было потратить на то, чтобы объяснить, как мы попали в страну. Но в итоге всё обошлось. Нам дали временное разрешение на ввоз сроком на полгода, то есть до 2 ноября. А заодно в эту же декларацию вписали ноутбук и фотоаппарат с их серийными номерами, пояснив, что, если их украдут (а это вполне вероятно), искать будет легче…
Голландский след
Первое, что бросается в глаза при въезде в ЮАР – это обилие названий на языке африкаанс, одном из 11 официальных языков страны: Блумфонтейн, Феринихинг, Амстердам. Но пусть вас не вводит в заблуждение его чудное название, по сути это диалект голландского, принесённый сюда несколько веков назад. Собственно, и началом истории колонизации юга Африки принято считать момент, когда сюда прибыли первые голландские корабли, то есть 1652 год. Разумеется, они не были первыми. До них здесь отметились португальцы, а ещё раньше многочисленные арабские каботажники, вечно сновавшие по западному и восточному побережью континента. Но именно голландцы, основав Ост-Индскую компанию, принялись активно осваивать территорию. Начал подтягиваться и простой люд, чаще всего обычные крестьяне – буры (bauer – по-голландски «крестьянин»). Условия неплохие, земли плодородные… Так в этой части Африки выросла голландская колония. Затем начались долгие перебранки с англичанами сначала из-за Наполеоновских войн (Голландия оказалась под властью Франции), а после было сложно сдержать энергичную британскую экспансию. Особенно когда за дело брались такие фанатики, как Сесил Родс, мечтавший объединить всю английскую Африку – от Кейптауна до Каира. Потом нашлись золото и алмазы, начались Первая и Вторая англо-бурские войны. Потом был долгий период апартеида, закончившийся только в 1994 году, когда последний белый Президент ЮАР Фредерик Виллем де Клерк передал бразды правления национальному герою и борцу за независимость Нельсону Манделе.
Сегодня ЮАР – это причудливый микс из голландского, английского и чисто африканского мира. Интересно наблюдать людей европейского типа, говорящих по-английски со странноватым акцентом. Это и есть те самые 15–20 % белого населения Южно-Африканской Республики, потомки первых переселенцев. Сначала создаётся впечатление, что это туристы, и чуть ли не каждому из них я задавал, как мне казалось, вполне резонный вопрос:
– А вы откуда?
И «туристы», немного удивляясь, отвечали, что они из Претории, Кейптауна, Блумфонтейна, что они здесь родились и выросли. И для них ЮАР – такая же родина, как и для зулусов. Это первая страна в Африке, где доля европейцев настолько велика.
Опасный Йоханнесбург
Первыми большими городами на нашем пути стали Претория и Йоханнесбург. Складывалось ощущение, что мы в Северной Америке. Аккуратно отстроенная Претория с историческим центром, шикарными домами, торговыми центрами и газонами вызывает восторг. Нигде в Африке мы не видели столько порядка. ЮАР – действительно самая развитая страна континента. Правда, есть одна не слишком приятная деталь. На заборах почти всех приличных домов натянута проволока под напряжением, а на самих домах – таблички с предупреждением о том, что они находятся под охраной такого-то агентства. К сожалению, с безопасностью здесь много проблем. Йоханнесбург и вовсе считается не только одним из самых опасных городов Африки, но и всего мира. Невероятные истории об ограблениях прямо среди бела дня переполняют интернет-пространство. Мы поселились в апартаментах в одном из самых приличных районов – Сэндтоне. Ну а чтобы своими глазами увидеть происходящее в неблагополучных частях города, небольшой компанией отправились в самые бедные районы – Александру и Хиллброу.