Почему музыка Эминема безнадежно устарела (и в чем причина — в слушателях или в самом рэпере)
Новый альбом Music to Be Murdered By показал: злость и провокации Эминема больше не работают и в новом мире для рэпера пока нет места — хотя он продолжает настойчиво биться и выпускать пластинки. Андрей Подшибякин объясняет, как так вышло, что рэперы старой формации выступают на подпевках у жен и выпускают кулинарные книги, а современный слушатель качает головой под треки — «скырр скырр» — Migos.
В прошлую пятницу Эминем неожиданно, как это заведено у него в последнее время, выпустил свой одиннадцатый студийный альбом Music to Be Murdered By: двадцать треков скоростного речитатива, плевков в сторону всепобеждающей политкорректности, копания в свежих американских ранах (семейное насилие, массовые убийства в общественных местах, общий кризис либеральной политико-экономической идеи) и патентованной эминемовской бравады. На первый взгляд может показаться, что это концептуальная пластинка: название альбома отсылает (точнее, напрямую цитирует) к коллаборации Альфреда Хичкока и композитора Джеффри Александра 1958 года. Концепция, впрочем, ограничивается обложкой и парой сэмплов голоса режиссера на вставных номерах — Эминему, очевидно, не очень нужен и еще меньше интересен Хичкок. Он и сам, так сказать, с усами.
Центральное для альбома шестиминутное произведение Darkness ведет рассказ о расстреле посетителей концерта от первого лица (американская пресса пожала плечами). Выпад в сторону певицы Арианы Гранде, концерт которой лирический герой Эминема собирается разбомбить в другом треке, Unaccomodating (тут американская пресса все-таки взбесилась: издевательства над реальным терактом — это уже не шутки). Сравнения самого себя с серийными убийцами Ричардом Рамиресом (трек Godzilla) и Альбертом Десальво (Little Engine), упоминание в нелестном контексте аятоллы Хомейни (снова Unaccomodating), упоение жестокостью по отношению к женщинам (Marsh) и весь прочий эпатажный хорроркор вызвали реакцию, идеально описываемую выражением «окей, бумер». Или, как говорят в русском молодежном сегменте интернета, «дед забыл выпить таблетки».
Чтобы понять, как до всего этого докатился один из важнейших популярных исполнителей последних двадцати лет, стоит обратиться к истории — благо Маршал Мэтерс III подробно освещает ее на десятке альбомов и для верности показывает в (действительно хорошем) фильме «8 миля». Граничащая с нищетой бедность, беспутная мать-алкоголичка, безуспешные попытки одновременно связать концы с концами и прорваться в единственный социальный лифт Америки, где белым не очень рады до сих пор, — рэп-музыку. Апокриф гласит, что рождественским вечером 1996 года Эминема уволили с работы посудомоем; не на что было купить не только подарок крошечной дочери, но и хоть какой-то еды. В довершение ко всему в его трейлер пробрался наркоман в поисках поживы, ничего не нашел и просто уснул на полу. Выставив его за порог и успокоив дочь, голодный Маршал написал будущий