«21 урок для XXI века»
Для кого эта книга?
Современное общество развивается слишком быстро – этот факт подтверждают специалисты из самых разных областей. И жить в этом постоянно меняющемся мире приходится обычному человеку, который в бессилии порой думает, что просто не способен поглощать такое количество информации ежедневно. Он устал от гаджетов, он с тревогой смотрит выпуски новостей, он не уверен в завтрашнем дне, он боится людей, которые не похожи на него – а встречаться с «другими» в эпоху глобализации нам приходится все чаще. Как же выжить в современном мире тревоги и каждому отдельному человеку, и человечеству в целом? – Об этом и размышляет Юваль Ной Харари в книге «21 урок для XXI века».
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «21 урок для XXI века» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Обезопасьте свое будущее от угроз XXI века
В эру непрекращающихся изменений и неустойчивого будущего, и правительства стран, и отдельные люди пытаются справиться с проблемами, характерными только для XXI века, – в технологической, политической и социальной сферах. Как нам реагировать на такие современные явления, как пугающе умные компьютеры, глобализация и эпидемия фейковых новостей? Что делать с угрозой терроризма – принимать меры или перевести дыхание и расслабиться?
В этом обзоре вы найдете ответы не только на эти вопросы. Вы узнаете, как защитить будущее ваших детей, изменив подход к их образованию; что роботы и автоматизация значат для будущего «белых воротничков»; а также, почему вопрос иммиграции угрожает расколоть Европу XXI века.
Автор Юваль Ной Харари сформулировал значимые уроки, с помощью которых мы сможем справиться с ситуацией в наше удивительное время. В обзоре речь пойдет о шести самых важных из них.
Вы узнаете:
- как деструктивное воздействие технологий привело к Брекзиту;
- почему нам следует больше опасаться машин, чем террористов;
- и почему нам нужно меньше учить своих детей.
Компьютеры подрывают наши финансовые, экономические и политические системы
На протяжении XX века за мировое господство боролись три политические идеологии: коммунизм, фашизм и либерализм. В конце XX века стало ясно, что либерализм, приветствующий демократию, свободу предпринимательства и гражданские свободы, однозначно вышел победителем. Но как либерально-демократическая система Запада проявляет себя в XXI веке?
Она подает подозрительно слабые признаки жизни, а виной тому – революция, произошедшая в информационных технологиях.
Можно с уверенностью говорить о том, что, начиная с 1990-х годов, компьютеры и технологии изменили наш мир больше, чем какая-либо другая сила. Но, несмотря на их масштабное воздействие, многие политики, по-видимому, не в состоянии осознать силу этой инновации, и уж тем более, они не способны ее контролировать.
Взять, к примеру, мир финансов. Компьютеры уже сейчас порядком усложнили нашу финансовую систему – настолько, что лишь небольшое количество людей способны понять, как она работает. По мере того, как XXI век шагает по планете, а искусственный интеллект наступает, мы можем достичь этапа, на котором ни один человек уже не сможет ничего понять в финансовых данных. Возможные последствия этого сценария для нашего политического процесса вызывают беспокойство. Просто представьте себе будущее, в котором правительства будут вынуждены терпеливо ждать, пока алгоритмы дадут им зеленый свет в отношении годового бюджета или планов по реформированию налогообложения.
К сожалению, для многих политиков XXI века вопрос дестабилизации, вызванной технологическим прогрессом, не занимает центральное место в повестке дня. Например, в ходе президентских выборов 2016 года ни Дональд Трамп, ни Хиллари Клинтон не обсуждали влияние автоматизации труда на сокращение рабочих мест. Фактически, вопрос вреда от технологий поднимался только в контексте скандала с электронной почтой Хиллари.
Такое замалчивание приводит к тому, что многие избиратели теряют доверие к существующему правительству. Обычные люди в либеральных демократических государствах западного мира чувствуют себя все более и более ненужными в этом дивном новом мире искусственного интеллекта, глобализации и машинного обучения. Страх оказаться ненужными заставляет людей, пока не станет слишком поздно, отчаянно использовать ту толику политической власти, которая все еще остается у них в руках. Вы все еще не убеждены? Тогда просто подумайте о политических потрясениях, которые произошли в 2016 году. И Брекзит в Великобритании, и выборы Дональда Трампа в Соединенных Штатах поддержали простые люди, которые беспокоились, что и мир, и господствующие в нем либеральные политические системы забыли об их интересах.
На протяжении XX века простые рабочие беспокоились о том, что их труд эксплуатировала экономическая элита. В наши дни большинство людей гораздо больше боятся утратить свой экономический статус в условиях высокотехнологичной экономики, когда их труд станет никому не нужным.
Новые открытия в области нейробиологии дают возможность компьютерам отнять у нас работу
Хотя большинство экспертов согласны с тем, что робототехника и машинное обучение изменит практически все направления деятельности в двадцать первом столетии, мы не можем предугадать, каким именно будет это изменение. Окажутся ли миллиарды людей в следующие двадцать лет не у дел с точки зрения экономики, или же автоматизация повлечет за собой улучшение рабочих условий для большего числа людей и увеличение числа новых привлекательных рабочих мест?
Многие оптимисты напоминают о промышленной революции XIX века, тогда многие люди опасались, что новые станки на производстве приведут к массовой безработице. Оптимисты доказывают, что с начала промышленной революции новая технология позволила создать новое рабочее место вместо каждого из тех, которые она сделала неактуальными.
К сожалению, есть все основания полагать, что в XXI веке влияние новой технологии на трудоустройство людей будет гораздо более пагубным.
Стоит просто подумать о том, что человек располагает способностями двух видов: когнитивными и физическими. В годы прошлой промышленной революции люди испытывали конкуренцию со стороны машин преимущественно в сфере применения исключительно физических способностей. Тем временем, наши когнитивные способности сохраняли превосходство над возможностями машин. Таким образом, по мере того, как происходила автоматизация ручных способов труда в промышленности и сельском хозяйстве, возникали новые рабочие места, которые требовали применения когнитивных навыков, которыми обладают только люди – навыков анализа, общения и обучения.