10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет
Молодые бизнесмены, которые меняют российский рынок здравоохранения, производят растительное мясо, создают сервисы доставки полезной еды, выращивают овощи и салаты с помощью искусственного интеллекта, производят здоровый попкорн — во втором рейтинге молодых и перспективных Forbes.
Forbes обнародовал список из 100 номинантов в рейтинг самых перспективных россиян до 30 лет. Определение номинантов в категорию «Предприниматели» вновь получилось особенно сложным — сказался кризисный фон в экономике. Итоговый выбор топ-10 отражает специфику карантинного периода: среди претендентов предприниматели, которые развивают сервисы в сфере фудтеха, доставки и производства продуктов питания и других онлайн-услуг. Бизнес в большинстве других сфер переживает период турбулентности. Впрочем, проблемы конкурентов не преуменьшают заслуг кандидатов в «30 до 30» — все эти предприниматели являются лидерами или первопроходцами в своих — как правило, передовых — индустриях. Подробнее о десятке самых перспективных молодых бизнесменов России по версии Forbes — в галерее.
Александр Ожельский, 19
Первые деньги. Свои первые деньги сын миллиардера Михаила Фридмана заработал еще в школе: сбегая на перемену до звонка, он скупал завтраки и перепродавал их старшеклассникам, которые не хотели стоять в очереди. Затем ему пришла идея продавать старшеклассникам алкоголь с большой наценкой. Заработанные деньги Саша закапывал во дворе дома.
Образование. Александр Фридман несколько лет проучился в британской школе Seven Oaks и планирует продолжить образование в Нью-Йорке, в школе бизнеса Штерна.
Бизнес. Фридман-младший не ждет помощи от отца. В 18 лет он вместе с друзьями — Денисом Антоновым и Михаилом Фридманом (тезкой отца) — создал компанию AFF Hookah, поставляет паровые коктейли в ресторан Sixty. До этого у друзей было booking-агентство Artist-Bank, которое устраивало вечеринки для детей богатых родителей. А в конце 2019 года Александр с партнерами занялся поставками жвачки Love Is… и средства от похмелья Morning Care в магазины сетей X5 Retail Group и «Магнит». В созданной для этого компании SF Development сыну миллиардера принадлежит 36%.
Георгий Железный, Юлия Марсель, Артем Пономарев, 29, 25, 28
Бэкграунд. Любовь к «зеленым» технологиям у Артема Пономарева и Юлии Марсель родилась в 2016 году, когда они вместе поехали учиться на юристов в Лейденский университет в Нидерландах. Там оба настолько прониклись культурой сортировки мусора, передвижением на велосипедах и органической пищей, что после окончания магистратуры в 2017 году переехали в город Малоярославец в Калужской области.
История развития. В Малоярославце у отца Пономарева был свой завод «Партнер-М» по глубокой переработке растительных белков. На базе этого производства Артем и Юлия вместе с несколькими технологами путем проб и ошибок вывели состав «мяса», максимально похожего на реальное, но из переработанных растительных продуктов — сои, пшеницы и гороха. В начале 2018 года к составу владельцев Greenwise присоединился Георгий Железный, выпускник Финуниверситета с опытом работы в сфере FMCG, который помог с разработкой стратегии выхода на рынок.
Объем бизнеса и перспективы. Чтобы обратить внимание на инновационный продукт и получить фидбек от потенциальных клиентов, партнеры год ездили по международным пищевым выставкам. Встать на полки крупных сетей помогла слава знаменитых западных аналогов — брендов искусственного мясо Beyond Meat (в который вложились Билл Гейтс и Леонардо ди Каприо), Impossible Foods и Memphis Meats (основной инвестор — Ричард Брэнсон), а также резиденство в немецком стартап-инкубаторе ProVeg.
Продажи Greenwise за 4 квартал 2019 составили 3,3 млн рублей, за 1 квартал 2020 — 6,5 млн. Сейчас искусственное мясо под этим брендом можно найти в X5 Retail Group, «ВкусВилле», «Азбуке Вкуса», «Джаганнате» и в магазинах других крупных ретейлеров.
Михаил Беляндинов и Марк Саневич, по 26
Старт бизнеса. Марк Саневич и Михаил Беляндинов познакомились во время учебы на факультете фундаментальной медицины МГУ. Совместный бизнес однокашники задумали после третьего курса, когда закончилась интенсивная теоретическая программа и началась практика в больницах. Студенты-медики обсудили планы на будущие на одной из вечеринок.
Поиск идеи. Проект решили запустить на стыке медицины и IT. Полгода искали идею, смотрели, что есть в американском Apple Store. Сначала Саневич с Беляндиновым пытались сделать сервис онлайн-записи к врачам. Программировать сайт позвали студента Физтеха и однокурсника Саневича — Филиппа Кузнецова. Но идея не взлетела. Тогда в 2015 году Марк и Михаил решили попробовать делать цифровой ДМС. Сегодня основной продукт BestDoctor — это технологичный ДМС для компаний с системой по управлению здоровьем сотрудников.
Первый офис: Денег на офис у партнеров не было. На помощь пришел дедушка Беляндинова. Он работал охранником на заводе и выделил внуку с другом служебную комнату.