«ЖЖ — всего лишь транспорт, который устарел». Медиаменеджер Демьян Кудрявцев — об интернете нулевых и его главных действующих лицах
Демьян Кудрявцев — один из пионеров рунета, российский предприниматель и медиаменеджер, в прошлом — генеральный директор компании «Коммерсант Холдинг» и владелец газет The Moscow Times и «Ведомости» и популярный жж-юзер damian. По просьбе Esquire Роман Супер поговорил с Кудрявцевым о былом интернете, цензуре и о том, почему ЖЖ в России взлетел и обрел такую популярность.
Вы помните, когда вы завели себе аккаунт в «Живом журнале» и под каким ником?
Да, конечно. Под ником Damian. А произошло это в марте, я думаю, 2001-го — двадцать лет назад.
А зачем вы его завели?
Я вообще занимался русским интернетом. Создавал с друзьями компании, покупал компании, инвестировал в них. Это требует в целом представления о том, что происходит в мире, в технологиях, в новых каких-то решениях, в частности, в российском интернете. Услышал про ЖЖ — и завел. Я все себе завожу — знать, как работает.
До сих пор?
Да. Более или менее.
То есть Демьян Кудрявцев есть в TikTok сейчас?
Нет, но я брал попользоваться.
А вы помните ваш первый пост в ЖЖ?
Нет. Но он доступен, вы можете посмотреть.
Давайте посмотрим. Это было 30 августа 2001 года, и вот что вы написали в своем первом посте: «Как просто умереть в Стамбуле на дне канала не дожидаясь пули, ибо жара достала...»
Да. Это стихи мои из сборника, который тогда вышел.
Создателем Живого журнала является американский программист из Сиэтла Брэд Фицпатрик. Вы знакомы с этим человеком?
Ну что значит знаком? Видел несколько раз.
Что вы можете о нем сказать? Это парень цукерберговской органики?
Нет, совершенно другой человек. Милый, веселый. В Америке бывают такие программисты. Он не упертый, он не боец, он не ботаник. Он ничего из того, что мы знаем про IT-гиков. Не потому, что мы другого не знаем. Мы знаем. Просто в общественном сознании в кино не принято показывать таких IT-гиков. Он просто милый парень.
Которому просто было скучновато и он решил сделать ЖЖ?
Это не вопрос про скучновато. Программисты так работают. Они из своих идей делают такие мини-продукты или побочные продукты, из которых что-то такое вылезает. Может, ему и не было скучновато. Человек что-то делал. Полетит — не полетит? Попробуем. Это другая логика. Трудно ее понять из сегодняшнего дня, когда мы все накормлены мифами о стартап-движении. Нам кажется, что все эти люди ложатся ночью спать с идеей создать «единорога». Это было не так. И прямо скажем, тогда это было практически невозможно.
Отцы русского интернета с какими идеями ложились спать?
Недавно был день рождения Александра Гагина. Это один из основателей русского интернета, второй главный редактор журнала «Интернет», автор одного из первых блогов в России «Обозрение Ивана Паровозова». Он много лет живет в Канаде. В 1998 году, на год раньше, чем ЖЖ вообще придумался, мы с ним создали платформу, в которой любой человек мог зарегистрироваться, начать вести свой блог, и другие люди, зарегистрированные на платформе, могли его обсуждать. И мы в эту минуту думали о том, что это будет форумом, типа чата в «Куличках» — непонятно что. Просто все остальное было ужасно некрасиво и неудобно и умирало к этому моменту. А вот нам понадобилось что-то такое же, но красивое и удобное. Причем оно нам понадобилось не как самоцель, а как приставка сразу к медиа, потому что мы делали медиа. В стране начался кризис 1998 года, и стало понятно, что надо давать людям высказываться. И прибавкой к медиа мы решили сделать такую блогерскую платформу. Приблизительно в ту же секунду на ней появился Крылов, Холмогоров, какие-то другие люди, которых вы сегодня не знаете, но которые тогда образовали целое комьюнити. У них сразу были тысячи споров, десятки или сотни фолловеров. Но для нас это было побочным продуктом. В ту минуту, когда мы продали сами медиа, мы выключили этот форум и пошли себе дальше.
То есть это были чистые эксперименты без какого-либо гарантированного успеха.
В каком-то смысле Фицпатрик делал то же самое, просто он продвинул это дальше. Запрос на это уже был. Юзнет и все остальные системы обсуждения, оповещения, разговоров людей между собой к тому моменту устарели. А новые еще не появились, хотя на них был спрос. Этот спрос мы еще не осознали. Он осознал его, но плохо. А вот потом пришел Цукерберг, который осознал спрос хорошо. Это же свойство сети как таковой. Мы можем сказать, что это свойство вообще цивилизации, но сейчас не будем так широко. Есть первые люди, которые что-то себе на коленке делают. И потом их затаптывает тот, кто делает это лучше. Ведь формировать надо не только продукт. Формировать надо и привычку его потреблять.
Как сложилась судьба ЖЖ, хорошо известно. А что стало с самим Фицпатриком после того, как его затоптал Цукерберг?
Никак плохо она не сложилась. Он продал ЖЖ компании Six Apart. Она купила у него продукт, но не смогла его развить нормально. Потом продала ЖЖ компании SUP. Патрик ушел в Google и стал тем, кем он должен был стать. Просто на шесть миллионов богаче.
Ему Цукерберг предлагал купить акций в самом начале жизни Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Он отказался, устав от соцсетей. Потом немножко пожалел.
Брэд просто очень симпатичный и в каком-то смысле наивный, не очень опытный в бизнесе, в управлении компаниями человек. И надо сказать, что этот опыт он так и не приобрел, не конвертировал всю эту историю с ЖЖ в опыт. Он ему неинтересен, насколько я понимаю. У него больший интерес — жить своей жизнью, разрабатывать свои продукты. Но, впрочем, я лет пять—семь о нем ничего не слышал.
Историю с ЖЖ он конвертировал в брак с русской женщиной.
Я много раз говорил, что приходом иностранных денег в Россию все обязаны исключительно женщинам в 1990 и 2000 году.
Демьян, давайте вспомним самых первых ЖЖ-юзеров-тысячников, вокруг которых закрутилось сообщество. Я помню человека из Эстонии Романа Лейбова, я помню Мишу Вербицкого, я помню Мистера Паркера, Тёму Лебедева, я помню Холмогорова, понятно, Антона Носика. А кто еще из динозавров вас увлекал в ЖЖ?
Половина из людей, которых вы назвали, являются моими личными друзьями. Человек из Эстонии Роман Лейбов — профессор Роман Григорьевич Лейбов, который возглавляет кафедру вслед за Лотманом. Как тут можно не увлечься? С этих ребят в принципе начинался русский интернет. Интересны были новые люди, которые появились только благодаря ЖЖ, новое поколение. В какой-то момент самыми популярными персонажами ЖЖ были Наташа Мозговая и Митя Ольшанский. Еврейская девочка из Израиля, но в этот момент уже жившая в Америке, работавшая чуть ли не корреспондентом Haaretz там. И густопсовый антисемит, только что прославившийся статьей «Как я стал черносотенцем?». Вот они были из разных континентов, красавица и чудовище, с наибольшим числом читателей и самыми большими трендами: они всех злили, будоражили. Вот эти люди в полной мере до ЖЖ не существовали. А дальше... Линор Горалик. Потом, чуть позже, это, безусловно, Вера Полозкова, которая на самом деле...
Карьеру себе сделала именно там.
Даже не карьеру, а жизнь. Она сформировалась там. Она же пришла практически ребенком, а через несколько лет стала взрослым, состоятельным творческим актором. Приходит человек, которого никто не знает, что-то делает в ЖЖ, и все его узнают. Так происходит карьера. Так, например, Сталик Ханкишиев сделал. Благодаря Пархоменко и всей этой тусовке, сообществу Kitchen_nax, в котором миллионы людей убивали друг друга за то, с какой стороны разбивается яйцо. Сталик Ханкишиев сделал себе карьеру.