Звонок другу: история телефонных номеров с древности и до наших дней
Представьте свою жизнь, например, без микроволновки. Страшный сон! Горячая вода, любимые джинсы − для нас это все так же само собой разумеющееся, как и иметь свой телефонный номер. Сегодня он есть у домашних животных, пылесосов и африканских пигмеев. Еще лет десять назад мы помнили наизусть номера родственников и лучших друзей, сейчас же потребность в этом пропала, поскольку все общение теперь сконцентрировано в социальных сетях и мессенджерах. Порой мы даже созваниваемся через них. В том числе и с пигмеями.
Телефонный номер был и остается одной из важнейших частей нашей жизни, ведь без него мы не можем зарегистрироваться в тех же мессенджерах, не говоря уже о том, что он обеспечивает нам доступ к сотовой связи. Вдобавок телефонный номер стал важным элементом обеспечения безопасности в сети, поскольку он участвует в процессе двухфакторной аутентификации для защиты наших профилей в сетевых сервисах и приложениях.
А началось все со старика Александра Белла, который 10 марта 1876 года (145 лет тому назад!) вошел в историю, совершив первый телефонный разговор. Конечно, звонил он не в Африку пигмеям, а своему помощнику, который находился в соседней комнате. Телефонных номеров в те времена еще не существовало, ведь на всей планете было всего два аппарата и находились они в одном доме.
Изобретение Белла пришлось очень кстати, поэтому телефоны начали свой путь по захвату мира. Количество аппаратов росло, и каждому решили присваивать свой собственный уникальный номер. В крупных городах появились целые телефонные сети, которые связывали аппараты между собой. Среди достоинств были и недостатки. Например, люди не могли напрямую связаться друг с другом. Для совершения звонка нужно было сначала снять трубку телефона с рычага − это связывало человека со станцией. Затем телефонистке называли номер того человека, которому абонент хотел позвонить. И уже только после этого «любезная» в прямом смысле соединяла с нужным человеком.
В России первая подобная станция была открыта в Киеве (город тогда еще входил в состав Российской империи) в 1893 году компанией «Л. М. Эриксон и Ко». Да, той самой, которая ныне является одним из крупнейших телекоммуникационных гигантов. В 1900 году Ericsson открыла в России первый завод по производству телефонов, который после революции переименовали, естественно, в «Красную зарю».
Со временем процесс был автоматизирован, поэтому от телефонисток начали отказываться. Прекрасных барышень заменили бездушные автоматические телефонные станции − АТС. Набор номера стал импульсным: цифры абонента передавались на АТС путем последовательного замыкания и размыкания телефонной линии, количество импульсов соответствовало передаваемому числу в номере. В середине прошлого века начался переход на тональный набор, при котором цифры передавались на АТС не при помощи щелчков, а определенными звуками. Тогда же и появилась привычная нам раскладка клавиатуры телефона, где цифры разделены по три строчки на три блока. Ноль, как и на дисковых телефонах, шел после девятки. В России же внедрение тонального набора припозднилось. Процесс начался только в середине 80-х, поэтому большинству из нас все еще знакомы «теплые ламповые» дисковые телефоны.